Корона Теле
Татьяна Кайманова: Экскурсовод является и сценаристом, и режиссером, и актером
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 1990 года во всем мире 21 февраля отмечается день экскурсовода. Целью праздника является привлечение внимания к профессии и укрепление международных и межрегиональных связей, помогающих более плодотворно развивать туризм.

33333.jpg

В нашем же городе работа по повышению квалификации среди тех, кто уже работает экскурсоводом или только начинает делать в профессии первые шаги происходит не только в профессиональный праздник. Школа экскурсоводов (совместный проект Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и экскурсовода Татьяной Каймановой) работает в Пензе с 2013 года. Учащиеся приходят на занятия 2 раза в неделю с 1 ноября по 1 мая — налицо полноценный учебный процесс. Программа обучения направлена на овладение краеведческой информацией, необходимой для ведения экскурсий.

Татьяна Александровна Кайманова — человек, во многом благодаря энтузиазму которого школа существует и развивается, рассказывает о том, что происходит на занятиях и о любимой профессии в целом.

— Есть ли у Вас авторские экскурсии?

В каждой экскурсии, которую проводит экскурсовод, всегда большая доля авторского подхода к материалу. Но имеются так называемые авторские экскурсии, когда ты предлагаешь свою тему, свой маршрут, насыщая их тематическими объектами и информацией.

У меня есть такие экскурсии, например, пешеходная по городу «Пензенские хорошенькие». Некоторые мои авторские экскурсии или материалы к ним были опубликованы: «Лермонтов и Пенза: Люди и страсти», «Квест-экскурсия: Ночной дозор Томаса Лермонта, или в поисках завещания бабушки», «Пенза 18 столетия», «Гостеприимная Пенза» и др.
Я создавала свои экскурсии с большой любовью к городу, без которого моя профессия ничего не значит. Человек — птица. Но я — не птица. Я — дерево, куст сирени. Где посадили, там ему и быть. И пересаживать нежелательно. Потому что я — экскурсовод, и без своего города я — никто.

Пенза — моя судьба, моя работа, моя любовь, гордость и отчаяние, усталость и радость, потому что я — экскурсовод. Город сотворил меня (ведь экскурсовода создает город). Теперь я как экскурсовод созидаю образ города в представлении гостей.

Я готова повторить: «Я люблю этот город за все, что он мне дал». И эта любовь, которую не задушила пыль, черноземная грязь, опаздывающий транспорт, — бессмертна.

— Что слушателям Школы экскурсоводов труднее всего постигать?

— Затруднения вызывает методика подготовки экскурсии, особенно такой ее этап, как написание индивидуального текста экскурсии. Не все могут провести экскурсию. Требуется большая работа.

— Какие творческие задания даются курсистам?

— В ходе учебы идет отработка фрагментов экскурсии, например, все составляют вступление к экскурсии, проговаривают его перед аудиторией. Делают описание экскурсионных объектов, а для этого ищут информацию, применяют методические приемы при ее передаче. Отработка показа объекта и рассказа о нем может осуществляться как в аудитории, так и с выходом на место его расположения. При проведении учебных экскурсий слушатели школы приобретают опыт работы с микрофоном.

— Чем отличается работа с детьми, иногородними туристами, важными гостями, иностранцами и пр. контингентом?

— Существует понятие «классификация экскурсий». Экскурсии различаются по тематике, составу участников, средствам передвижения и т.д. Они бывают обзорные или тематические (военно-исторические, литературные, искусствоведческие, архитектурные, природоведческие, религиозной направленности, производственные и др.). По составу — для местного населения и иногородних, для взрослых и для детей, для специалистов или для иностранцев. Экскурсия по способу передвижения может быть пешеходной или транспортной. Вид экскурсии влияет на выбор методических приемов и техники проведения экскурсии.

Поэтому экскурсовод должен обладать знаниями не только по краеведению, но быть широко эрудированным, компетентным человеком, владеть знаниями по педагогике и психологии. В школе мы знакомимся с особенностями проведения различных экскурсий: детских, автобусных, тематических — у каждой экскурсии есть свои сложности. Иногда провести экскурсию для детей сложнее, чем для докторов наук. Не каждый экскурсовод понимает, как вести экскурсию для иностранцев, какую информацию отобрать, какие объекты показать.

— Какие достопримечательности Пензы и области, на Ваш взгляд, недооценены как экскурсионные объекты?

— На мой взгляд, это музей-усадьба А.Н. Радищева, единственный в стране. Уникальный объект. Всего в 130 км от Пензы. Обладает природными преимуществами: речка, Тютнярские озера, придомовая лужайка и парк. Культурно-познавательная музейная программа с интерактивными элементами и театрализацией.

Но главное: сохранившийся на территории усадьбы Преображенский храм, построенный еще в 18 веке прадедом писателя. В нем сохранились могилы родителей Радищева и его сына, сохранились и отреставрированы ныне фрески 18 в. А всего в 20 верстах от села Радищева экскурсанты посещают в селе Нижнее Аблязово Рождественскую церковь, тоже возведенную прадедом Радищева, где сохранилась церковная деревянная скульптура. Такого вы нигде не увидите, только в Аблязове!

— Как Вы считаете, конкурент ли экскурсоводу в музеях аудиогид?

— Хорошую аудиоэкскурсию может создать только высококвалифицированный экскурсовод. Я воспринимаю аудиогид как хорошее дополнение в экскурсионном деле, нужное и современное. Современный человек — человек спешащий, ему проще надеть наушники и пробежать по маршруту, быть не зависимым ни от кого. Но есть живое общение, и оно незаменимо, особенно с культурным и оригинальным собеседником. Поэтому, если вы приехали в усадьбу или в чужой город, воспользуйтесь услугой экскурсовода и не спешите.

— Идеальный современный экскурсовод — какой он?

— К экскурсоводу всегда предъявляли строгие требования. Это должен быть человек с интеллектуальными способностями, т.е. умением логически мыслить, усваивать обширные знания, обладать гибкостью ума. И при этом обладать конструктивными способностями: умением отобрать, правильно скомпоновать, донести информацию, а при необходимости быстро перестроиться — как я шучу — работать в режиме компьютера. Экскурсовод должен обладать организаторским способностями, уметь работать в команде.

Есть определенные требования к личностным качествам: стрессоустойчивость, самообладание (экскурсовод должен обладать к тому же ангельским терпением), убежденность, уверенность, ответственность.
Немаловажны и физическая выносливость и психологическая устойчивость. Нагрузки при ненормированном рабочем дне и сложнейших условиях труда (иногда целый день в транспорте, и завтра тоже, и послезавтра — и так каждый день).

Высоки и обширны требования к профессии экскурсовода и его личности. Чтобы экскурсия давала пищу уму и радость душе, экскурсовод должен обладать талантом лектора, пропагандиста, педагога, артиста, проповедника.
У каждого экскурсовода свой стиль: кто-то похож на строгую классную даму, кто-то на рассеянного чудака-интеллектуала, кто-то на восторженную романтическую барышню, а кто-то на ироничного рубаху-парня. Мы все разные.

Ищите свой стиль — то, что никогда не выходит из моды. Экскурсовод немыслим без яркой творческой индивидуальности, большой доли личностного начала, умения привлечь внимание аудитории и убедить ее. Каждая настоящая экскурсия и экскурсовод очень индивидуальны и различны, как книги Диккенса, или старого рубахи-парня Твена, или немного сентиментального от усталости ума Джерома. Тем они и хороши.

В этой профессии важно оставаться индивидуальным, слегка окутанным тайной, но соответствовать и быть созвучным опыту, мыслям и чувствам тех, для кого ты работаешь.
Источник фото: из личного архива Т. Каймановой

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи