Поддержи проект Коворкинг верх
Такси в Пензе: нет предела совершенству
Журналист
Журналист
Петр Гарин

Несмотря на усилия властей и монополистов, не раз пытавшихся «наложить руку» на работу такси в Пензе, в этой сфере действуют законы свободного рынка и здоровой конкуренции.



Еду в парк, ловите «тачку»


Вчера пришло СМС-сообщение из тех, что приходят регулярно: в городе либо открылось новое такси, либо уже существующее в очередной раз снижает цены на свои услуги. Операторы такси демпингуют невообразимо и при этом еще заманивают на работу новых и новых автовладельцев. При таком количестве частных извозчиков и стоимости проезда люди разве что в булочную на такси не ездят. А на работу и в университет — пожалуйста. Скидываются три студента по тридцадке, берут такси — и вперед. И кажется им, что такое положение вещей существовало всегда.

Сейчас только люди зрелого возраста помнят, как непросто было прокатиться на такси в 80-х годах прошлого столетия, какие очереди к светло-жёлтым «Волгам» с шашечками выстраивались, допустим, на привокзальной площади. А заказать такси по телефону (городскому, других не было) вообще было практически невозможно. Работа таксиста считалась престижной и денежной. Во многом потому, что они умели возить «мимо счетчика», и только у них во времена перебоев с алкоголем можно было в любую политическую эпоху и любое время суток купить водку.

С развалом СССР приказал долго жить и единственный на всю Пензу таксопарк, и первые пять-шесть лет потребности населения в быстрой и комфортной езде удовлетворяли исключительно «леваки». На молодежном сленге тех лет это называлось «поймать тачку». За десять тысяч неденоминированных рублей владельцы личных авто готовы были везти клиента хоть в Бессоновку, причем «тачек» в ту пору хватало — на поднятую руку реагировала как минимум каждая третья легковушка.

«Бомбить» стало невыгодно после пресловутого дефолта 1998 года, когда водители не знали, выезжая на трассу: удастся ли им сегодня заработать на еду и бензин, либо они прокатают остатки топлива в поисках пассажиров. Случилось так, что на «диком» рынке такси той эпохи отсутствовало главное — гарантированные заказы. Именно тогда в Пензе появилась первая частная служба радиотакси, обещающая клиентам поездку в любую точку города за двадцать рублей. Со временем бывшие «леваки» начали организовываться в собственные структуры, и процесс, что называется, пошел.

Игра в шашки


В 2003-2004-х годах в Пензе насчитывалось (не падайте со стула) около 50-ти фирм, профессионально занимающихся частным извозом. Здесь были как развивающиеся конторы, выпускающие на линию шесть-семь авто в смену, так и настоящие монстры пассажироперевозок, в которых одновременно работали до шести диспетчеров, посылающих на заказы до сотни машин. Возможность стать таксистом упростилась до предела: требовалось лишь оформить лицензию на право частного извоза и купить радиостанцию — все это стоило около сотни баксов.

Как водится, такое многообразие не могло пройти незамеченным со стороны властей, смекнувших, что им есть теперь что «реструктуризировать» и помимо муниципального транспорта. Первая заметная попытка административного вмешательства в деятельность таксистов датирована 2004-м годом. В планы чиновников входило оставить в городе всего три-четыре крупные конторы радиотакси (так или иначе являвшихся креатурой власти), оснастить все машины таксометрами и установить фиксированные тарифы за километр. Время показало несостоятельность планов чиновников, на словах декларирующих конкуренцию, а на деле лоббирующих интересы крупных транспортных монополистов.

В сентябре 2011 года депутаты областного Заксобра, следуя в фарватере федерального закона «О безопасности дорожного движения», еще раз попытались вывести местных частных извозчиков «из тени», приняв региональный закон «О такси». Помимо дублирования совершенно безумных федеральных требований, по сути возвращающих такси к эпохе социализма, местный закон обязывал их водителей иметь статус индивидуального предпринимателя и наличие лицензии, завизированной в региональном Управлении транспорта. На всех без исключения машинах должны были появиться плафоны и шашечки, а в салонах — счетчики и кассовые аппараты.

«Наше самое дешевое такси»


Согласно вышеупомянутому закону, к 2015 году законодатели и чиновники должны были определиться с общегородским цветом такси, точнее, с его «единой цветовой гаммой». Но, как говорится, иных уж нет, а те далече. Так и не определились, и вопреки прогнозам пятилетней давности о том, что количество такси в Пензе сократится как минимум вдвое и цена в нем непомерно скакнет, не оправдались. Рынок все расставил по местам. Пятьдесят операторов для Пензы много, три — мало, а десять–двенадцать, как сегодня — наверное, в самый раз.

Развитие высоких технологий тоже внесло значимые коррективы в развитие этого направления. Время желтых «Волг» с шашечками, и даже радиотакси кануло в Лету. Сегодня возможность «таксовать» поставлена на широкую ногу и предоставлена практически каждому автовладельцу. Говоря кратко, водитель заключает с фирмой-оператором нехитрый договор, на его девайс скидывается их прога, в любое удобное для него время он перечисляет оператору сумму денег за определенное количество часов и — «бомби» на здоровье. На это время все доступные таксисту заказы обозначены в его мобильном устройстве. Вот как, к примеру, выглядит прайс-лист одной из контор: 6 часов — 80 руб,, 12 часов — 150 руб., 7 дней — 550 руб., месяц — 2500 рублей.

Желающих заработать на лишний кусок с маслом достаточно. Как выяснилось из разговора с водителем, «бомбящем» в свободное от основной работы время, преимуществом в обеспечении лучшими заказами пользуются таксисты, купившие у оператора лицензию (в пределах 7 тыс. рублей) и позволившие обклеить свое авто опознавательными знаками фирмы. Причем все как один водители сетуют на смехотворность стоимости заказов — в среднем она не превышает 80 – 100 рублей. В настоящее время на профессиональных форумах частных извозчиков широко обсуждается новость об очередном демпинге, предпринятом одним из игроков на рынке такси: отныне минимальный заказ в Пензе стоит 59 рублей.

Бывают и исключительные случаи. Месяц назад знакомой, живущей у «Глобуса», понадобилось срочно попасть в район фабрики игрушек. Вызвала такси, за ней приехал Range Rover. Автомобиль, парфюм и «котлы» на руке водителя не оставляли сомнений в его социальном статусе. И на вопрос пассажирки, не жалко ли такую машину по пензенской грязи гонять, он ответил примерно следующее: «Дела на фирме не требуют моего присутствия, а мне хочется на людей посмотреть». Денег за проезд, 120 рублей, водитель иномарки категорически не взял. Мне тут же припомнилась фраза из фильма «Мама, не горюй»: «Я по машине вижу, ты не особо и нуждаешься». А может, человек с детства мечтал быть таксистом?..

Да, что ни говори, а в профессии таксиста по-прежнему есть что-то загадочное. Может быть, именно поэтому (что подтверждает опыт прошлых лет) бизнес, связанный с частными пассажирскими перевозками, менее всего поддается процессам монополизации и регламентации.

Источник фото: http://www.ntv.ru/

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи