Школа, где не берут
Журналист
Журналист
Дмитрий Воробьев

Часто приходится слышать: образовательным учреждениям не хватает финансирования на совершенствование учебно-материальной базы, текущий ремонт кабинетов и другие виды хозяйственной деятельности.

1111111.jpg

Именно поэтому сетования родителей о том, что нужно опять сдать в фонд школы определенное количество денежных средств всегда являются темой активного обсуждения в социальных сетях и носят, как правило негативный характер. Но, оказывается, есть и исключения…

Два учебных корпуса школы №30 и спорткомплекс «Спутник», также принадлежащей учебному заведению, расположились на Западной поляне. Школа необычна не только своим количеством учебных корпусов и спортивных объектов, но также и тем, что в ней обучаются кроме обычных детей, дети особой категории — с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таких детей на сегодняшний день в школе 248 — самое большое число учеников среди городских школ.

Неслучайно школа №30 одной из первых в регионе стала работать над реализацией инклюзивного образования. Став в 2015 году лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Но об этом в следующий раз — это большая отдельная тема. Сегодня нам хотелось бы рассказать об уникальном и успешном опыте школы по участию в грантовой деятельности. Согласитесь, что это актуально, особенно при хроническом дефиците бюджета города Пензы.

Где взять деньги


Начнем с того, что руководство образовательного учреждения смогло грамотно и эффективно привлекать средства грантов на решение таких вопросов, как организация бесплатных дополнительных образовательных услуг, совершенствование спортивной базы школы и целый ряд других задач, связанных с учебным и воспитательным процессом.

В школе, как и во многих других образовательных учреждениях города Пензы, существует общественная некоммерческая организация поддержки и развития школы «Паритет» (НКО «Паритет»). Основной целью ее создания в конце «нулевых» было привлечение средств благотворителей, как физических, так и юридических лиц на развитие образовательного учреждения.

В тот период времени многие школы города пошли по этому же пути, так как на тот момент это был практически единственный способ при дефиците бюджетного финансирования решать задачи содержания школ в режиме «поддержи штанов». Именно на расчетные счета НКО, как правило, и поступали добровольные пожертвования родителей.

После присоединения к школе здания бывшего детского сада № 100 (ул. Пацаева, 15) 1967 года постройки — именно там располагаются специализированные классы — хлопот у директора школы Андрея Долова прибавилось в разы, так как и само здание, и учебные кабинеты находились в удручающем состоянии.

Куда их потратить


Первым шагом в этом направлении стало участие школы в Федеральной программе «Доступная среда» в 2014 году. Благодаря этому в здании школы, в котором находятся специализированные классы для детей с ОВЗ появились пандусы, просторный вестибюль с гардеробом, компьютерный класс, сенсорная комната, специально оборудованные для инвалидов туалеты — часть здания школы стала по настоящему доступной образовательной средой и в смысле физического доступа и в смысле доступности для получения образовательных услуг.

В общей сложности для решения этих задач удалось привлечь 2,2 млн. рублей федеральных средств и порядка 400 тыс. рублей — средств НКО «Паритет».

В 2015 году появилась возможность участия некоммерческих организаций в конкурсах и грантах различного уровня и различной социальной направленности. В апреле 2015 года был объявлен муниципальный конкурс социально-значимых проектов и школа №30 одна из первых приняла участие в этом конкурсе — и как результат — выиграла муниципальный грант на реконструкцию хоккейной площадки. В течение лета 2015-го года хоккейная площадка на территории школы (надо заметить, что единственная на тот момент на Западной поляне), была полностью реконструирована, включая новое асфальтовое покрытие. Также было восстановлено освещение площадки. Всего школе удалось привлечь средств грантовой поддержки в размере 500 тыс. рублей.

В 2016 году школа выиграла еще один муниципальный конкурс в номинации «Дружно, весело, спортивно» и отремонтировала баскетбольную площадку с заменой асфальтового покрытия на сумму 320000 рублей.

360041603.jpg

Учитывая, что в школе есть еще и физкультурно-оздоровительный комплекс «Спутник» после участия в конкурсах школа № 30 стала одной из самых «богатых» на объекты спорта разной направленности не только среди школ Западной поляны, но и среди школ города Пензы и области.

Так как одним из направлений деятельности школы является реализация инклюзивного образования в период с 2017 по 2018 год социально-ориентированные проекты, подготовленные школой совместно с НКО «Паритет», выиграли два гранта Правительства Пензенской области.

Это социальный проект «Фестиваль «День ребенка с ОВЗ», социальный проект «Инклюзивное образование, дети, родители, педагоги, общество, власть», а самым большим и значимым результатом работы коллектива школы стала победа проекта «Научно-инновационный центр развития и сопровождения инклюзивного образования «Учимся вместе»» в конкурсе проектов фонда Президентских Грантов —  почти 2 миллиона рублей.

На протяжении всего 2017/2018 учебного года коллектив школы работал над реализацией этого проекта – по сути первого и уникального в регионе по социальной значимости и даже после его завершения сайт центра продолжает оказывать неоценимую методическую помощь педагогам не только Пензы и области, но и далеко за ее пределами. Подробно о работе Центра «Учимся вместе» и о том, какие задачи удалось решить школе на пути к реализации проекта вы можете познакомиться на сайте: http://www.inclusive-center.ru

Таким образом всего лишь за 3 года, с 2015 по 2018 годы школе №30 удалось выиграть 6 грантов от муниципального до федерального и привлечь дополнительных средств в школу на сумму более 3 миллионов рублей. Согласитесь, это яркий пример грамотного руководства школой и полезный опыт эффективного использования возможностей некоммерческой организации при школе для привлечения финансовых средств за счет грантовой деятельности.

939744561.jpg

Все это безусловно требует от современных руководителей таких качеств, как инициативность, финансовая грамотность, желание и умение работать над проектами, которые способны побеждать. Хотелось бы, чтобы такие положительные примеры интеграции ресурсов школ и общественных некоммерческих организаций стали мотивацией для успешной деятельности и других школ.

Кстати, именно с 2015 года школа №30 перестала обращаться к родителям за финансовой помощью. А вы знаете и другие положительные примеры в образовательных учреждениях города? Делитесь информацией!
Источник фото: http://school30penza.ru/photo/?page18

Похожие статьи