Сергей Волков: «Я не уфолог»

— Сергей Николаевич, если ввести Ваше имя в поисковике, непременно будет предложен запрос «уфолог». Но, в то же время, Вы – учёный, а уфология — воспринимается скорее как сфера мистиков и оккультистов. Как для себя решаете это противоречие?
— Когда в свое время я решил поступать в аспирантуру в Москве, передо мной стоял вопрос выбора между историей, психологией и философией. Пообщавшись со знающими людьми, я понял, что философия — единственная отрасль научного знания, которая имеет возможность работать с любой сферой бытия, в том числе и мистической, религиозной, мифологической, но при этом оставаться в лоне науки. Психолог рискует оказаться на территории парапсихологии. К историку могут перестать относиться как к учёному, перешагни он определённые рамки. Про философа же только скажут: из научной философии он ушёл в религиозную. Поэтому я себя считаю философом, учёным.
Уфология вводит самих исследователей в заблуждение своим названием. НЛО (UFO по-английски) никогда не будут доступны нам как объект для полноценного исследования. Если в руках у нас есть нечто для лабораторных исследований, это уже не НЛО, и вопрос переходит в сферу физики, химии, биологии.
Правильней, на мой взгляд, говорить было бы об уфологии как о науке, изучающей уфосферу — территорию и условия встречи людей с неизученными и загадочными явлениями. А также, самое главное, влияние таких встреч на человека.
Поэтому я не позиционирую себя, как уфолога, хотя и общаюсь с ними, поскольку работаем мы с одним и тем же материалом. А то, что в Интернете пишут, — тут логика простая: раз рассказывает про что-то непонятное-летающее, значит уфолог! Повторюсь ещё раз. Себя я считаю академическим учёным, рассматривающим определённые аспекты редких и пока малоизученных явлений.

— Как же строится работа по изучению неизведанного и таинственного?
— Мы работаем в рамках группы — научно-студенческого общества «Метафизика фольклора и экспедиционный туризм». Что такое метафизика фольклора?
В любом этносе существуют легенды, сказания, мифы. Они, так или иначе, соотносятся с некими реалиями, в том числе, редкими природными феноменами. Миражи, гало, паргелии (двойное солнце), шаровая молния нашли отражение в народном творчестве. Люди связывали их с какими-то духами природы, персонажами мифологии своего этноса.
Метафизика фольклора — это как раз то, лежит в основе народных представлений и верований. Понять их источник, их природу, интерпретировать их – это и есть наша задача.
Наша группа занимается сбором по Пензенской области фактов, дающих возможность такого анализа. Например, на территории области падали метеориты. С точки зрения физики и астрономии, природа явления ясна. Но метеорит упал — и в народе появился какой-то рассказ. От метеорита остался кратер, в кратере появилась вода, в воде завелась рыба, у рыбы какие-то особые свойства. И вот уже родилась легенда о том, что какой-то небесный дух ступил в этом месте на землю… Мы стараемся понять, почему люди интерпретировали это так, а не иначе. Понять, откуда у русских, мордвы, татар, чувашей появляются общие, связанные моменты.
Скажем, «огненный змей». Много легенд сложено в Никольском, Городищенском, Пензенском районах об огненном змее. Прилетающий с кладбищ, он везде считается душой умершего человека, способной причинить вред родственникам. Значит, у всего этого есть некая общая основа. Вот её-то мы и стараемся найти — это и есть метафизика фольклора.
Экспедиционный туризм подразумевает работу на местности. Здесь мы зачастую соприкасаемся с другими отраслями науки, например, палеонтологией. На территории области встречаются окаменелые белемниты — в народе они известны как «чёртовы пальцы». Белемниты это доисторические морские организмы — 150 миллионов лет назад территорию нашей области покрывало море. Считалось, что их происхождение относится к мезозойской эпохе, 200-250 миллионов лет назад.
Но мы нашли такие белемниты, возраст которых оказался 500 миллионов лет! Такие результаты дали исследования московских учёных. Я поинтересовался и выяснил, что в Англии есть учёные, которые также оценивают время появления белемнитов на 300 миллионов лет раньше, чем принято считать. Это не есть наш предмет, но это тоже интересно и имеет научное значение.
Ещё одна важная сторона нашей работы — визуализация. Мы обязательно работаем с видео, с фото, используем различные технологии. В прошлом году я делал снимки при помощи инфракрасного фильтра на кладбище в одном из районов Пензенской области и выяснил интересную вещь. Могилы с относительно свежими захоронениями, где-то до 3-4 лет, обладают каким-то странным свечением в инфракрасном диапазоне. На снимках видно светящуюся полоску на уровне ограды. Если также сфотографировать соседнюю, но более старую могилу, такой полоски нет.
Возникает предположение, что это физическое явление лежит в основе легенд, в том числе, о тех же огненных змеях. Тогда встаёт вопрос, а что это за явление, которое в науке не описано? Мы не физики и не можем описать это явление с точки зрения естественных наук. Но мы можем должным образом его задокументировать и с помощью визуализации показывать, что это — реалии. И ставить проблему перед научным сообществом.
— В Ваших работах описано очень большое количество загадочных феноменов. Создаётся впечатление, что они — не такая уж редкость. Но большинство людей ни разу в жизни не сталкивались ни с чем подобным. Почему так получается?
— Я приведу один пример. 2 июля 2001 года над Пензой был зафиксирован неопознанный летающий объект. Он висел на одном месте с восьми до половины десятого вечера — полтора часа. Его наблюдали более ста тысяч человек, он был виден в Колышлейском и Мокшанском районе. Я лично снимал его на телескопический объектив фотокамеры, существует видеозапись Пензенского МЧС. Об этом писали газеты, был репортаж на местном телевидении.
Когда объект только появился на небе, я вышел на балкон. Рядом на своём балконе курил сосед. Я спросил: «Володя, ты видишь, что на небе?» Он бросил безразличный взгляд, потушил окурок, развернулся и ушёл.
И таковых было большинство. Поэтому мой ответ — причина в отношении. У огромного числа людей отсутствует интерес к подобным вещам. Отсутствует потребность в знаниях о неразгаданных тайнах — настолько, что даже очевидные их проявления просто не замечаются, не откладываются в памяти.
Но и не надо обманываться насчёт частоты подобных явлений. Возьмём болотные огни. Существование таковых сейчас не подвергается сомнению. Но многие ли городские жители видели их? Думаю, единицы. Я сам наблюдал их два раза — всего два раза, хотя я целенаправленно ищу их. Можно делать статистические выводы. Это не обыденность — потому мы и называем это феноменами.
Фото из личного архива С. Волкова