Про футбол и самолёты, или кто хочет подставить губернатора
Журналист
Журналист
Пензенский аэропорт не соответствует потребностям города и региона. В ближайшей перспективе это ставит под угрозу наличие у Пензы статуса Базы Команды-участника Чемпионата мира по футболу. На кону участие города в Чемпионате, его имидж, а также многомиллионные инвестиции в городскую инфраструктуру.

11.jpg

Авиация — самый молодой и современный способ передвижения на дальние расстояния. Есть страны, где ее теснят скоростные поезда, но это пока не про нас, хотя и у нас «Дневной экспресс» Пенза-Самара вытеснил соответствующий авиарейс. Но это, все же, наши местные издержки. На маршруте Москва-Нижний Новгород, похожим по расстоянию с маршрутом Пенза-Самара, и железнодорожный экспресс ходит, и несколько авиакомпаний выполняют регулярные рейсы.

В нашем регионе нет крупных залежей полезных ископаемых, нет выходов к морям, к границам и стратегическим транспортным коридорам, а также других традиционных инфраструктурных преимуществ. Основной капитал города и региона — это люди. Их способность создавать новое, обеспечивать развитие региона целиком зависит от внешних контактов, сотрудничества, кооперации, коммуникаций, интеграции во всевозможные процессы и проекты. Современный мир открыт, глобален и конкурентен. Скорость реакции и перемещений в нем — порой решающее преимущество.

Однако наблюдая динамику развития авиасообщения в нашем городе, очень трудно понять стратегию пензенского аэропорта.

Если бы аэропорт ставил цели работать для удобства жителей, цены на авиабилеты в нашем, не самом богатом регионе, не были бы самыми дорогими среди всех городов-соседей, а услуги в здании аэропорта хоть немного приспособлены для обычных горожан и гостей Пензы.

Если бы аэропорт работал для деловых визитов, он, вероятно, обзавелся хоть какой-нибудь городской и региональной навигацией, интегрировался бы в информационные системы, постарался, чтобы визитер как можно эффективнее потратил свое время и захотел вернуться в наш дружелюбный город и наш удобный аэропорт.

Никак не определившись с целевыми клиентскими группами, аэропорт живет «сам для себя», вне зависимости от потребностей города и региона, и даже просто наперекор им.

Самый яркий пример вышеназванного — это участие Пензы в форматах Чемпионата Мира по футболу в 2018 году в качестве одной из Баз Команд участниц. Чемпионат мира — проект Президента РФ. Он задумывался как мощный драйвер развития регионов, причастных к этому событию. Об этом же неоднократно высказывался губернатор Пензенской области.
У пензенской Базы Команд-участниц, как и у любой из 64-х других, три составляющие:
  •  тренировочная площадка (стадион МАУ ФК «Зенит», стоимость реконструкции которого около 230 миллионов рублей, из них более 130 миллионов средства регионального и местного бюджетов);
  •  гостиница (для этой цели выбрана лучшая гостиница города);
  •  аэропорт (согласно регламентов ФИФА каждая команда в рамках чемпионата перемещается авиатранспортом именно для того, чтобы все команды были в равных условиях проведения подготовки и собственно игр).


Если аэропорт не готов к приему гостей Чемпионата Мира, то усилия по подготовке городской инфраструктуры напрасны.

В самом конце 2016 года ГБУ «Пензенский аэропорт» объявил о проведении аукциона на разработку концепции развития аэропорта. Начальная максимальная цена лота составила около 1 400 тыс. рублей. Нам неизвестны компетенции авторов технического задания, однако в ходе торгов стоимость работ упала почти в 7 раз и составила немногим более 200 тыс. рублей.

По условиям контракта Исполнитель работ был обязан выполнить работы по концептуальному проектированию и вынести результаты работ для утверждения на градостроительный совет. Продолжительность работ составляла около 2 (двух!) недель. В итоге о результатах работ общественности ничего не известно. В нарушение условий аукционной документации в 2016 году градостроительный совет для обсуждения архитектурной концепции пензенского аэропорта не собирался.

Возможно, Исполнителю просто нечего предъявить архитектурной общественности города.
И вот 18.01.2017 года появляется свежая новость. В ней сообщается, что подлежит проведению аукцион по определению разработчика проектно-сметной документации (ПСД) на строительство нового терминала аэропорта. Сообщение содержит даты и факты, а именно:

  •  в настоящее время аукционной документации нет, и ее предстоит разработать;
  •  срок окончания разработки ПСД и прохождения государственной экспертизы проекта – июнь 2017 года;
  •  срок проведения аукциона на СМР – июль-август 2016 года.


Давайте считать и анализировать. Качественная разработка технического задания для аукционных процедур и построение критериев допуска к торгам занимает не менее месяца.

Сами аукционные процедуры занимают по законодательству РФ месяц-полтора. Таким образом, подрядный контракт на разработку ПСД никак не удастся заключить ранее марта 2017 года. В результате, собственно на изыскания всех видов, разработку ПСД и прохождение необходимых согласований и экспертиз остается 2-2,5 месяца. Это практически нереальный срок для подобного вида работ, если их проводить с необходимым качеством.

После этого следует без промедления приступить к разработке аукционной документации на строительно-монтажные работы, чтобы провести аукцион в июле-августе 2017 года. В этом случае контракт на строительство может быть заключен в сентябре-октябре 2017 года.

СТОП! Это же время выбора Баз Команд сборными-участницами Чемпионата Мира по футболу. Совершенно очевидно, что строительные работы, начатые в октябре 2017 года, не будут окончены до мая 2018 года. Ни ФИФА, ни национальные федерации не согласятся прибывать на строительную площадку.

Нам никогда не удастся доказать, что мы так усердно и осознанно готовились к крупнейшему мировому событию 2018 года, что не нашли лучшего времени на стройку, как в дни Чемпионата. Это прямой повод отозвать у нас право принимать Базу Команд, которая без нормального аэропорта не имеет ни одного шанса быть выбранной одной из национальных команд. Если учесть, что и жить команда будет практически на стройке (надеяться на полную реконструкцию набережной реки Сура к концу 2017 года вряд ли стоит), то отзыв права на тренировочную площадку (строительство стадиона) выглядит практически неизбежным итогом осуществления строительных планов Пензенского аэропорта.

Потеря права организации Базы Команд приведет к отзыву из региона более чем 100 миллионов рублей средств федерального бюджета. То есть стадион МАУ ФК «Зенит» также не будет достроен в плановые сроки. В результате в год 100-летия Пензенского футбола, когда в стране будет праздник мирового футбола, у нас для празднования будет три строительных площадки и имидж города, неспособного использовать для своего развития даже готовые мировые форматы.

Именно так и будет происходить, если разрабатывать архитектурную концепцию с нарушением аукционной документации и семикратно ошибиться со стоимостью работ. Если на работы по проведению изысканий, разработке ПСД и прохождения экспертиз и согласований на объект, от которого зависит имидж, развитие, деловой климат и привлекательность целого региона, отводится два месяца, то о качестве работ, об учете всех наших местных особенностей и нюансов, говорить не приходится.

Полагаем, что Пензенскому аэропорту будет разумно представить общественности и специалистам заключенный контракт на разработку архитектурной концепции, результаты разработчиков концепции и другие материалы предстоящего строительства. Портал «Пенза-онлайн» готов предоставить свои площадки для необходимых публикаций и обсуждений.

Мы хотели бы, чтобы наш аэропорт рос и развивался успешно и на благо региона, и чтобы при этом ни один футбол не пострадал.

Фото Владимира Гришина

Похожие статьи