Поддержи проект Коворкинг верх
Последний номер журнала Business Club в Пензе
Журналист
Журналист
Перед самым Новым годам, в последних числах декабря 2016 года вышел в свет последний, сто тридцать шестой номер регионального аналитического журнала Business Club в Пензе. Номер примечателен более всего тем, что он и в самом деле, и, даже скорее всего, станет последним. В полном смысле этого слова. В последние два-три года журнал выходил в рваном темпе - по два-три номера в год. А в 2016 году вообще отметился единственным предновогодним выпуском, что свидетельствует лишь о намерении сохранить за собой и на следующий год право на зарегистрированное название, согласно действующему законодательству.

Но, даже если случится такое, что в будущем году все-таки выйдет очередной номер издания с таким названием, мы можем констатировать, что славный проект завершен. Миссия выполнена. Дальнейшее продвижение требует новых идей и новых форматов.


Миссия исполнена


В минувшее десятилетие, в 2006 — 2016 годах этот журнал был практически единственным изданием в Пензе, могущим с полным основанием называться оппозиционным по отношению к действующей местной власти. Не то, чтобы другие издания не портили бы кровь местному начальству. Нет - «Улица Московская» издателя Валентина Мануйлова занимается этим до сих пор. Равно как и «Любимая газета», издатель которой за «юбилейную» статью «десять лет чудили - хватит!» (имелось в виду 10-летие пребывания в губернаторской должности Бочкарева), поплатился уголовным преследованием по статье «вымогательство». После чего критическая направленность материалов в газете вошла в спокойное русло, из которого выплескивается ныне разве что буйством отдельных сотрудников, вроде Дмитриевской. На этот период, пожалуй, что и все. Но по своей бескомпромиссности, наглости и даже некоей оголтелости в критике местной власти журнал Business Club в Пензе себе равных в то время не знал.
Про время следует сказать отдельно. После победы В.К. Бочкарева на последних демократических губернаторских выборах 2002 года (когда все знали, что больше голосов у прокурора, но победит все равно лесник), для Пензенской области наступило время, сравнимое с «николаевской реакцией» для России. В СМИ это было особенно заметно. Отгремели баррикадные бои рубежа веков, сами баррикады в виде «Новой биржевой газеты», регионального выпуска «Новой газеты2 - МЛ и пр. разобраны. Инсургенты расползлись по нормам. На информационном фронте тишина и благолепие.

Как говорил поэт «Бывали хуже времена, но не было подлей».

И именно в этот период обычное частное псевдокоммерческое глянцевое издание решается на то, чтобы резко вывернуть руль и встать в позицию оппонента всемогущему властелину земли Пензенской.


Начало

История издания начинается, однако, с 31 июля 2000 года, когда издание было учреждено. В августе того же года вышел первый, весьма несовершенный по полиграфическому (да и по дизайнерскому - логотип был явно срисован не скажем откуда) исполнению номер ежемесячного журнала. Это был в полном смысле слова «семейный» проект. Задумали, организовали и воплощали его в жизнь супруги Коломыцевы - Анатолий и Людмила. Муж при этом взял на себя функции директора, а жена - редактора. Долгое время многие граждане, слыша название журнала, связывали его с тусовочным «Бизнес Клубом» господина Войцеховского. А кое-кто продолжает видеть связь эту и сегодня. Эти люди просто не вполне себе представляют, пардоно за тавтологию, что представлял из себя «Бизнес Клуб» Войцеховского. Кабы знали - понимали бы, что рассчитывать там на какую-либо, и тем более финансовую поддержку было попросту смешно.

Тем не менее, супруги проявили известную оборотистость (главным достижением было кадровое - приглашение на должность рекламного менеджера Альфии Акчуриной (в дальнейшем - шеф-редактор издания, ныне, увы, покойная), оказавшейся добрым гением проекта.). И в 2003 году журнал уже превратившийся в глянцевое офсетное издание (заявленная периодичность - ежемесячно, реально 9-10 номеров в год) довольно шумно и роскошно отметил свое трехлетие в компании с известными пензенскими бизнесменами.


Обозреватель


Примерно в это же время в журнал пришел и автор этой статьи. Пришел из конкурировавшего (а как это сегодня представляется - на самом деле, прачечного, проекта «Ваша ставка» http://www.penza-online.ru/novost/politika/evgeniy-sirotskiy-i-zhurnalistika-prodolzhenie-?ELEMENT_I... ). И с тех пор в этом издании застрявший навсегда. 13 лет и 80 номеров в выходных данных числилось: Обозреватель: «Максим Денисов». Это несмотря на то, что по рудовой книжке я там значился незначительное время. И за эти годы успел поучаствовать в дюжине других проектов, в 4 из которых был редактором. Но в это издание я не прекращал писать никогда. Более того, в отдельные периоды я его наполнял зачастую на две трети, а пару рази на три четверти. И потому, если кто-то заметит, что автор слишком пристрастен, излагая краткую историю данного издания, так он прав - ваш покорный слуга крайне пристрастен.

Первые пару лет работы в Business Club были похожи на некоторую дрему. Рекламные материалы, интервью с бизнесменами официальными лицами (ну, например, с зампредами Черницовым и Косым). При этом - крайне независимый тон, отсутствие всякой восторженности, елейности и сервильности. Но и только. Вот разве, что в интервью с Беспаловым по итогам выборов в Гордуму, в котором он назвал новый состав «послушным» (я тогда удивился, лично тогда участвовал в победе над кандидатом от ЕР, но Беспалов оказался прав. Мой депутат Роман Семенов… ну все знают).


Идут перемены


И вот в 2006 году что-то резко меняется. Перемены, на самом деле, наступают в головах. Если они наступают в головах авторов, то они уходят в другое издание, а вот если в головах учредителей…
В 205 году журнал получает громко пропиаренную региональную премию «Бизнес-Олимп». Лучшее издание области, пишущее о бизнесе (в следующем году этот приз отдают «Улице Московской», после чего, раздав обеим сестрам по серьгам, ликвидируют номинацию - о бизнесе в Пензе тогда не пишет больше никто).

Восприняв данный «успех», как вешку, обозначавшую, что на данном поле ловить больше нечего (что косвенно подтверждалось финансовыми показателями), создатели журнала решили, что пора двигаться дальше. У бизнеса же есть проблемы… А кто в них виноват? А что там местная власть? И вот в 2006 году начинают появляться статьи типа «Пензенская продукция - не для пензенцев», в которой отмечалось несоответствие бодрого отчета губернатора о 70% пищевой продукции от областного производителя на местном рынке - и собранием собственно пищевиков, которые жаловались на демпинг и внеэкономические методы борьбы со стороны пришлых. В статье особо указывалось, что губернатор не нашел время встретится с ведущими производителями области и продолжал впаривать населению заведомо вздорную цифирь.


И о социологии


В этом же году в издании было опубликовано первое социологическое исследование ( с подробным описанием и журналистским анализом, с жизненными примерами) тогда еще Институт соционики Анатолия Бодрова. Оно касалось продовольственного ритейла в Пензе. В дальнейшем исследования и рейтинги от Бодрова (ИАЦ «Парето») и Business Club стали притчей во языцех. Публиковались исследования и рейтинги ритейла, банков, автосалонов, СМИ, вузов и т.д. Все злились, пытались опровергнуть, подозревали в сговоре, проплате и т.д. (безосновательно, разумеется). Но по существу что-либо никому опровергнуть не удавалось.

В 2007 году вышел знаковый материал, подготовленный совместно с Парето-центром об инвестициях в строительный рынок. С весьма невеселыми для области выводами. В этом же году, вернувшаяся из декрета и окончательно радикализовавшаяся Людмила Коломыцева публикует материал «Буратино чуть не оставили с носом», в которой поднимает тему рейдерских захватов, впервые открыто обвиняя областную власть в пособничестве.


«Темная личность» — Овчинников


Но самым главным явлением об эту пору стало появление в качестве постоянного автора Николая Овчинникова, бывшего вице-губернатора области, вставшего затем в крайнюю оппозицию губернатору Бочкареву, и на каком-то этапе рассматривавшегося как реальная альтернатива оному. Впоследствии стало ясно, что подковерные игры не прошли, Овчинников не станет главным, но в качестве овода для действующей власти он продолжал действовать через журнал до последнего.

В статье «Агропонты вместо системной работы» Овчинников впервые фактически назвал аферой перекачивание из областного бюджета 1,1 млрд. рублей на софинансирование проекта развития тепличных хозяйств в Пензе. В дальнейшем, напомним, это вылилось в скандалы с крахом Губернского банка «Тарханы», а также системы розариев в области.

Надо сказать, что первая реакция областного правительства была более или менее адекватной - они представили встречный материал «Сквозь черные очки», в котором передовые хозяйственник дружно говорили, что если бы не правительство области, мы бы все померли, а если есть проблемы, так только те, которые враг народа Овчинников до своего разоблачения организовал.
В дальнейшем такими ответами правительство уже себя не утруждало.