Пензенских студентов ждет отмена двухступенчатого образования в высшей школе
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Пензенских студентов, как  и студентов других регионов нашей страны, коснутся изменения в получении высшего образования.

Отмену Болонской системы —  двухэтапного образования в вузе — бакалавриата и магистратуры-  анонсировал глава Министерства образования и науки Валерий Фальков. Министр заявил, что России пора отказаться от европейской Болонской системы и разработать свой «уникальный» подход к высшему образованию. 

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал министр».

А Минпросвещения подчеркнуло, что уже подготовило необходимую переходную программу  «Ядро высшего педагогического образования». Она делает упор на специалитет. В Минпросвещении говорят, что «Ядро» можно будет запустить с началом учебного года, в сентябре 2022-го. 

Ранее против Болонской системы выступил секретарь Совбеза Николай Патрушев, сказав,  что российских студентов и преподавателей «выдавливают из западной научно-образовательной сферы».

Введением Болонской системы ранее хотели привести высшее образование разных стран к одному формату.

На 2020 год Болонская система объединяла 48 стран. РФ присоединилась к ней в 2003 году.

С самого начала ее внедрения у экспертов возникали вопросы по ее эффективности и целесообразности. Конечный выпускник - бакалавр- не успевал за сокращенный срок обучения получить все необходимые знания и умения, и зачастую оставался неконкурентоспособным на рынке труда. В советское время четырёхлетнее образование предоставляли техникумы…

«Перестройка на новую модель до сих пор не произошла. Четырёх лет часто не хватает, чтобы сформировать специалиста. Магистратура в вузах часто существует непонятно для чего. Поступление в аспирантуру затруднено. Вместо развития менеджеры занимаются очковтирательством, —  писал два месяца назад   телеграм-канал Омский ПолитологоАнатом. — Формально систему «4+2» ввели, а вот другой аспект интеграции — изучение иностранных языков — остался на прежнем уровне. В зарубежные вузы поступают по-прежнему доли процента.

Возникает вопрос:  стоило ли ради этого ломать всю систему? Ведь можно было бы просто создать некую специальную ступень именно для тех, кто планирует учиться за рубежом. Кроме того, реформа высшего образования была косвенно привязана ко вступлению РФ в ВТО. И уже тогда говорили, что один из рисков — это снижение бюджетного финансирования. Очевидно, тогда никого российское высшее образование не волновало. Ключевой козырь для отечественной науки и образования называли один — «международные обмены и присутствие на глобальном рынке». 

И с мнением автора сложно не согласиться.

6 июня в Совфеде с участием профильных ведомств будет слушаться вопрос об отмене болонской системы в РФ. Учитывая разорвавшиеся связи с европейским сообществом, решение об отмены двухэтапного высшего образования уже предопределено. 

*Создано при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей  в рамках субсидии на реализацию мероприятия по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.​

Похожие статьи