Полетели... Отдохнули...
Журналист
Журналист
Павел Романов

Сумма, которую предстоит выплатить по искам двенадцати несостоявшихся пассажиров компании «Саратовские авиалинии», составляет почти шестьсот тысяч рублей. Но это лишь часть материальных претензий, давно переваливших за миллион, поскольку потерпевших из Пензы в этой истории гораздо больше. Вспомним, с чего все началось.

3434.jpg

Утром 11 февраля 2018 года АН-148 с регистрационным номером RA-61704 вылетел из Пензы в подмосковный аэропорт Домодедово. Совершив еще два рейса, в 14 часов отправился в рейс из Домодедово в Орск. Через семь минут он упал в поле. Все пассажиры и экипаж погибли.

12 февраля полеты самолетов «Саратовских авиалиний» были приостановлены, но спустя несколько дней вновь возобновились. Представители авиакомпании заявили, что ее работа осуществляется в штатном режиме, и билеты на все рейсы можно, как и прежде, забронировать заранее.

8 апреля житель Пензы Константин Степанов приобрел в кассе пензенского аэровокзала три билета в Сочи на 25 июля, а также обратные билеты на 1 августа. За них он заплатил 34 тысячи рублей, включая агентский сбор.

И все бы ничего, да только 30 мая Федеральное агентство воздушного транспорта объявило о том, что оно аннулирует сертификат эксплуатанта «Саратовских авиалиний».

Причина? Авиакомпания не отвечает требованиям по безопасности полетов и не способна выполнять перевозки без рисков и угроз для своих пассажиров — объяснили в Росавиации.
Проще говоря, уже 31 мая компании было запрещено выполнять полеты.

Министерство транспорта РФ подошло к проблеме изящно. Чиновники клятвенно заверяли, что всем купившим билеты с датой вылета после 13 июня «Саратовские авиалинии» возместят их полную стоимость. При этом все возникающие нюансы рекомендовали решать с перевозчиком напрямую.

По идее у Константина Степанова была возможность получить деньги и приобрести билеты на рейс другой авиакомпании. Но на деле в такой же ситуации, как и он, оказались тысячи пассажиров. Большинство из них не захотели лететь самолетами других перевозчиков. Тем более, что зачастую для этого требовалось ехать в другой город за свой счет. В конце концов, свои деньги пензенец все-таки получил. Аж 26 октября и на тысячу рублей меньше. Конечно, его это не устроило.

Юрий Горнак еще до февральской авиакатастрофы с АН-148 приобрел билеты на 3 августа до Симферополя. 22 августа он должен был вылететь обратно. Заплатил 53 тысячи 580 рублей. 9 июня мужчина обратился в ООО «Пензенское агентство воздушных сообщений» с требованием вернуть ему деньги. ООО «ПАВС» (кстати, одним из его учредителей является дочь бывшего губернатора Наталья Бочкарева) отреагировало весьма оперативно.

Всего через пять недель Горнак получил ответ, что претензии следует предъявлять непосредственно авиаперевозчику. Понятно, что время было упущено, и деньги за билеты ему вернули лишь 10 октября. И опять же неполностью.

Наталья Соколова покупала билеты 24 января и также на 3 августа на рейс 6W5805 до Симферополя. Их стоимость вместе с обратными составила 41 тысячу 910 рублей. Сергей Темяшов 17 февраля покупал билеты на июнь до Анапы и обратно. Деньги ему вернули лишь 20 сентября. Наталья Абрамова приобретала билеты в Сочи на 12 сентября. Учитывая, что покупала она их в феврале, у «Саратовских авиалиний» было достаточно времени, чтобы с ней расплатиться. Однако деньги она получила только в октябре. И т.д.

Понятно, что большинство билетов люди покупали на время отпусков. Когда количество потерпевших превысило два десятка, к делу подключилось управление Роспотребнадзора, представлявшее затем их интересы в районных судах Пензы. За испорченный отдых истцы потребовали не только возврата денег за билеты (многим они к тому времени уже были выплачены), но и компенсации морального вреда, выплаты неустойки, возмещения убытков.

Судьи, признавая право клиентов «Саратовских авиалиний» на получение компенсации, в некоторых случаях постарались снизить ее до минимума. Так, Наталья Фомина за четыре билета до Симферополя и обратно заплатила 30 тысяч 340 рублей. Теперь авиакомпания должна выплатить ей за моральный вред 500 рублей.

Еще 10 тысяч она получит в качестве неустойки (суд решил, что именно эта сумма соответствует требованиям разумности и справедливости) и 20 тысяч составляет штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Кому-то присудили больше, кому-то меньше — все это на усмотрение суда.

Всего же по самым скромным подсчетам «Саратовские авиалинии» должны вернуть своим клиентам более четырехсот миллионов рублей. И это без учета возможных компенсаций. Судебные разбирательства еще не закончены.
Источник фото: Samolety.org

Похожие статьи