Поколение Z – первые или последние?
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
На прошлой неделе в Интеллектуальном парке «Академия» обсуждалась работа, проведенная Сбербанком по вопросу  качественного исследования молодежи, относящейся к так называемому поколению Z. Что это за поколение, каковы были результаты исследования, и какое влияние на наше общество они могут оказать, разбиралась корреспондент «Пенза-Онлайн».



Теория поколений


Для начала попытаемся разобраться, кто же это такие — люди из поколения Z? Почему именно эта буква английского алфавита?
Поколенческая теория возникла в США. Авторами ее считаются Вильям Штраус и Нейл Хоув, американские ученые. В России ее адаптацию осуществила в 2003-2004 гг. команда, руководителем которой является Евгения Шамис.

Сам термин «поколение» включает в себя группу людей, которые родились в определенный период времени и все находились при этом под влиянием одних и тех же особенностей воспитания и событий. Все эти факторы, действующие неприметно, тем не менее, определяют во многом поведение человека: как он строит свою жизнь и решает проблемы, Социологи выделили три поколения: X, Y и Z.
Начнем с X: люди, рожденные в период с 1965 по 1982 год. События, которые повлияли на это поколение — ряд военных операций (исследование все-таки американское, но операции были международными, затронули и другие страны, в том числе и нас) — "Буря в пустыне", Афганская война, Первая чеченская война. Также в это время стоит упомянуть еще и начало эры компьютеров.

Следующее поколение — Y. К этому поколению можно отнести людей, которые родились с 1983 года по конец 1990-х. Термин "поколение Y" предложил журнал под названием Advertising Age. На людей этого поколения повлияли следующие факторы: распад СССР, перестройка, усиление терроризма, странные 90е годы, войны (в Чечне, Ираке), а также международный финансовый кризис, безработица, поп-культура, телевидение, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, эволюция девайсов и онлайн-общение.

И, наконец — поколение Z — люди, которые родились в начале 1990-х и в 2000-х годах. На них, по общему мнению, повлиял мировой экономический кризис и развитие мобильных технологий. Представители его считаются детьми поколения Х, а иногда и Y. Принципиальное отличие последнего поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии.

Так все-таки последние, потому что последняя буква или первые, от английского «zero» — нуль, дети нулевых (2000-х)? Последние в списке, самые младшие, или первые, потому что на «ты» со всеми последними достижениями технологического прогресса?
На эти вопросы сложно ответить. Но исследование не ставило перед собой такой цели. Предполагалось узнать приоритеты и ценности поколения Z для того, чтобы наладить с ним коммуникации, получить возможность манипулирования этими непохожими на остальных, молодыми людьми.

Прочие же люди (не связанные со Сбербанком, но связанные с представителями поколения Z) могут воспользоваться результатами этого исследования для своих целей — понять своих детей, суметь построить с ними отношения, основанные не на вертикальной иерархии и автократии, но на доверии и взаимопонимании.

Очень много в последнее время стало говориться о якобы неадекватном поведении молодых людей. Проще всего в таких случаях действовать старыми проверенными дедовскими методами, которые оправдали себя еще много веков назад — в угол и на горох! Однако удастся ли в данном случае добиться желаемого результата. Не будет ли он обратным тому, который предполагалось достичь?
Согласно результатам проведенного исследования, поколению Z присущ ряд качеств, которые отсутствуют у предыдущих поколений и потому полностью ими игнорируются. Однако это опасное заблуждение. Необходимо изучить своего оппонента, чтобы построить правильные отношения.

Среди выявленных качеств много положительных, либо странных для представителей старших поколений. К ним можно отнести: отсутствие понятия карьеризма и тяги к накопительству, низкая степень концентрации внимания, отсутствие предпочтений, уверенность в собственной исключительности (разве не родители прививаю сегодняшней молодежи это качество, начитавшись книжек по психологии и наслушавшись модных психологов?), постоянный поиск себя, гедонизм, страх принятия неверного решения, жажда признания, желание легкой, интересной и необременительной работы. Также существует ряд страхов, которые присущи новому поколению и не присутствуют у поколений предыдущих: страх одиночества, выпадения из социума, разочарования родителей, рутины.

Самый главный приоритет центениалов (еще одно название людей поколения Z — от английского centennial — вековой, т.е. рожденные на рубеже веков) — тихое счастье.

Поэтому, забудьте свои упреки о низкой успеваемости, невысокой зарплате, кажущейся неамбициозности своих детей! У них другие ценности, другие приоритеты. Они — творцы, креативщики. Это поколение родилось в эпоху постмодернизма и глобализации. Оно аккумулировало черты предшественников, близких по времени, а также черты, которые мы уже ощущаем, но пока еще не в состоянии точно сформулировать.

Но есть и негативные черты в обсуждаемом поколении — отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм. Их баловали, им давали все, чего были лишены их родители. Но кто их растил? Начать надо с себя!

Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Их окрестили также «предпринимательским поколением». При этом подчеркивается желание их представителей строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину.

И, хотя, исследование Сбербанка «30 фактов о современной молодежи, было построено на проведении фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, фокус-групп с родителями, ряда интервью с родителями и с учителями-экспертами, включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии по некоторым города страны, оно, безусловно, не могло охватить всех жителей страны.

Поэтому, не стоит тут же бросаться искать у своих детей те или иные качества, нужно просто повнимательней к ним приглядеться. Такие исследования помогают понять природу поведения человека, а не подсказать волшебный секрет того, как заставить его слушаться старших. Возможно, скоро уже настанут времена, когда старшим придется слушать молодых.

Никто не отменяет влияния житейского опыта или образования. Но, быстрота реакции, молниеносное реагирование на изменения, гибкость, вариативность — возможно, эти качества в настоящее время не менее, а может и более ценны для человека. Умение не выучить, а найти; не зарабатывать, а создавать — вот какие качества могут быть востребованы в современном мире.

Кто-то из древних (предположительно, франкский император Лотар I) сказал в свое время: «Tempora mutantur et nos mutamur in illls» — «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Вот этому старому изречению нужно определенно последовать.

Похожие статьи