18° ... 18°, ветер 3 м/с
94.32
100.28
Почему в Пензе ликвидировали школу имени Героя России?
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Недостатка в речах о необходимости почитания пензенских героев вроде как не испытывается. Увековечивать память об их подвигах призывают в том числе и посредством присвоения имен общеобразовательным учреждениям области. И присваивают. Только порою чтить память героев в Пензе могут несколько своеобразно.

1.jpg

В апреле прошлого года на одном из заседаний пензенской гордумы депутаты выражали свое возмущение тем, что городская администрация не проинформировала их о предполагаемом объединении ряда школ. И хотя начальник городского управления образования Юрий Голодяев уверял, что решение принималось не им лично, а на уровне руководства администрации, держать ответ перед депутатами пришлось именно ему.

Предполагаемый на тот момент процесс объединения школ для Пензы не был первым. И вновь, как и несколькими годами ранее, его насущность объяснялась необходимостью улучшения качества образования, сокращения административно-кадрового аппарата и прочими благами.

Тогдашний председатель гордумы Валерий Савельев потребовал от Голодяева предоставления в обязательном порядке всей информации по объединению. Причем информации не голословной, а с указанием всех плюсов и минусов процесса. Было это сделано или нет, науке достоверно не известно. Но школы при этом впоследствии все-таки объединили. За одним, правда, исключением, о котором еще на той же сессии поведал «главный учитель» города.

Как выяснилось, планировалось также объединение школ №№ 8 и 49. Однако его было решено отложить. В качестве одной из главных причин было указано то, что обе являются именными. И оставить пока все как есть — представляется достаточно мудрым решением. Особенно если впоследствии эти общеобразовательные учреждения, расположенные к тому же в разных районах города, оставят в покое. Но в связи с принятым решением в отношении этих двух общеобразовательных учреждений возникает вопрос о произошедшей несколькими годами ранее ликвидации еще одной школы, которая носила имя Героя России.

Была когда-то в Пензе на улице Водопьянова средняя школа №23. Она по праву являлась одной из старейших в городе. Ее историю принято отсчитывать с момента основания в 1912 году в честь столетия Отечественной войны 1812 года мужского и женского начальных училищ. После ряда преобразований и реорганизаций школа получила поначалу свой номер, а затем и статус средней. А вот встретить свой вековой юбилей ей не довелось. По крайней мере, в качестве самостоятельного учреждения, которого ее лишили за год до столетия, когда она была присоединена к школе №65.

2.jpg

Факт ликвидации этой школы как самостоятельного учреждения оказался прискорбным вдвойне ввиду того, что она имела именной статус. Ей в 1995 году было присвоено имя одного из ее бывших учеников Александра Сергеева. Будучи командиром отряда специального назначения Управления исполнения наказаний УВД Пензенской области, в июне 1994 года он получил смертельные ранения при освобождении заложников. В том же году ему посмертно было присвоено звание Героя Российской федерации. Александр Сергеев стал вторым Героем РФ в Пензенской области и первым среди представителей силовых структур.

При присоединении 23-й школы к 65-й к матери героя Галине Михайловне Сергеевой, обращались с просьбой присвоить его имя новообразованию. Она была категорически против присвоения имени сына «корпусу №2 школы №65». По той причине, что Александр Сергеев учился в 23-й в то время, когда о 65-й, открытой лишь в 1988 году, еще толком и не помышляли.

В ряде СМИ можно встретить сообщения о том, что в качестве главной причины этого присоединения начальник Управления образования города Пензы Юрий Голодяев называл то, что в ней стало слишком мало учеников. А подобные слияния должны, мол, привести не к закрытию маленьких школ, а к тому, что они за счет больших смогут выжить, оставшись в своем здании со своим контингентом.

Еще Голодяев на встрече с родителями учащихся не исключал вероятности обсуждения на высоком уровне возможности сохранения за объединенной школой приоритетного номера «23» и имени Героя России Александра Сергеева. А на встрече с губернатором в год несостоявшегося столетия школы речь шла о вложении в старинное здание дополнительных средств.

Ранее у 23-й школы имелся статус как самостоятельного учреждения, так и именной. Здесь был высококвалифицированный педагогический состав, она набирала учеников в достаточном количестве. Какую же картину можно наблюдать на данный момент?

Если в прежние времена количество учащихся в 23-й достигало 400 — 500 человек, то сейчас в старинном здании на улице Водопьянова проводятся обучение лишь в пяти классах — 2, 3, 4, 8, и 9. Отсюда ушли кадетские классы, причем кадеты перешли не в 65-ю, а в другую школу, где они прекрасно прижились. Таким вот получился «свой контингент в своем здании». Сколько уж там вложили средств в это старинное здание, неведомо, но сейчас в нем перекрыты входы на второй этаж, ибо небезопасно там.

Именуется сейчас созданный несколько лет назад альянс следующим образом: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65/23». А здание на улице Водопьянова, значится как корпус №2». И совершенно никакого упоминания имени Александра Сергеева. Так вот «чтят» память Героя РФ.

Многие родители и общественники выражают обеспокоенность относительно того, что бывшей 23-й грозит полная ликвидация. При этом имеется убежденность, что в ней совершенно не заинтересовано руководство объединенного учреждения, базирующееся в здании 65-й школы. О чем отчасти можно судить на основе одного примера.

Недавно проходило выездное совещание по вопросам благоустройства улицы Водопьянова с участием главы города Николая Тактарова, депутата гордумы Виктора Воробьева, представителей администрации Первомайского района, управления ЖКХ и ГИБДД. Один из местных активистов, ветеран МВД Александр Федянин, не преминул возможностью обратить внимание на моменты, касающиеся функционирования корпуса №2 65-й школы — благоустройство, ремонт здания, территориальная безопасность, и т.п. Участники совещания приняли информацию к сведению. Но на наш взгляд в первую очередь эти вопросы должны беспокоить директора школы №65/23 Элина Маткова. Которая по неизвестным причинам, в отличие от общественников, на этом мероприятии замечена не была.

Александр Иванович намерен еще встретиться с главой города. Желательно в присутствии директора школы, руководителя городского управления образования и иных ответственных господ-товарищей. От них он хотел бы услышать правдивый и аргументированный ответ на вопрос относительно того, на каком законном основании фактически была ликвидирована именная школа, и возможно ли ее возрождение в прежнем качестве.

Сам активист полагает, что в возвращении школы статуса самостоятельного учреждения и имени ничего невозможного нет. Необходимо отремонтировать старое здание, возможно возвести поблизости дополнительный корпус. А недостатка в учащихся быть не должно. Ведь вокруг не только большой частный сектор, но и военный городок, плюс ко всему ближайшие территории активно застраиваются многоквартирными домами.

В свое время один из депутатов Госдумы заметил, что когда государство считает, что образование детям не нужно, оно закрывает школы. Хотелось бы надеяться на то, что в Пензе по силам этот тезис опровергнуть. Ведь эта школа, носящая имя Героя, городу, на наш взгляд, необходима все больше, чем изжившее себя управление образования Пензы.

Похожие статьи