21° ... 21°, ветер 4 м/с
94.09
100.53
Пензенское образовательное учреждение выполняет несвойственные функции
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Недавно прошло мероприятие под названием «заседание научно-методического совета Института регионального развития Пензенской области». Повестка дня состояла из доклада, который зачитала ректор упомянутого учреждения Ольга Федосеева. При этом сообща с представителями органов власти региона были подведены итоги 2016 года и намечены дальнейшие планы.

33.jpg

Деятельность и результаты работы этого учреждения, имеющего статус государственного образовательного, порою выглядит загадочной и вызывает определенные вопросы. Изначально созданное как Пензенский областной институт усовершенствования учителей, оно затем было реорганизовано в институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, а впоследствии и в Пензенский институт развития образования.

В формате государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» (ИРР ПО) эта организация существует уже более трех лет. Значительной составляющей в ее деятельности по-прежнему остается повышение квалификации педагогических кадров.

Повышать свою квалификацию педагогическим работникам общеобразовательных учреждений вменено в обязанности с периодичностью раз в три года. На что, как правило, предусматриваются бюджетные средства. При этом в различного рода беседах с учителями пензенских школ нередко доводилось слышать, что ничего нового на всевозможных курсах, организуемых ИРР ПО, практически не преподносится. Некоторые, сравнивая новые материалы не замечают существенных различий с законспектированными несколькими годами ранее.

Участвует это учреждение и в разработке региональных проектов в образовательной сфере. Считающиеся зарекомендовавшими себя в проектах алгоритмы работы распространяются по всем школам области. Ценность и значимость некоторых из них педагоги также склонны оценивать скептически. Но они разрабатываются и внедряются в немалых количествах. Так в 2016-м году ИРР ПО реализовал 29 проектов, образовательных технологий и инновационных площадок.

Между тем, одной только образовательной сферой деятельность этого учреждения перестала ограничиваться. Спектр услуг и направлений работы с последней реорганизацией был расширен. Скажем, в качестве основного направления деятельности сейчас преподносится такое, как формирование трудового потенциала для Пензенской области. Под этим понятием может скрываться что угодно. Но, судя по тому, что поток жителей области, уезжающих на заработки в другие регионы, особо не редеет, эффективность работы в этом направлении может подвергаться сомнению.

Весьма любопытным представляется взаимодействие «Института регионального развития» с органами исполнительной власти региона. Так, например, в прошлом году по их заказу учреждение провело 17 научных исследований.

Аналитические сведения ИРР ПО, по словам заместителя министра экономики Пензенской области Рауфа Чакаева, помогает в принятии решений. Необходимость такого партнерства он объяснил тем обстоятельством, что зачастую у чиновников не хватает времени для изучения конкурентной среды, влияния на развитие тех или иных факторов, а официальная статистика идет с опозданием.

Министерство, в котором имеет честь трудиться Рауф Раисович, подобные трудности испытывает отнюдь не в гордом одиночестве. Скажем, о пользе получаемых данных для своего ведомства поведала и представитель министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Светлана Орлова.

На первый взгляд, ничего предосудительного в таком взаимодействии нет. Только возникает следующий вопрос. Неужели усилий представителей некоторых ведомств, в штате которых имеется несколько десятков сотрудников, а где-то с добрую сотню, ряд из которых имеет свою аналитическую структуру, недостаточно для того, чтобы необходимые данные раздобыть самостоятельно? А то внешне выглядит так, что на учреждение, имеющее статус образовательного, возлагаются не совсем свойственные ему функции.

Любопытно, что аккурат в прошлом году взаимодействие «Института регионального развития» не самым лучшим образом сказалось на репутации министерства образования Пензенской области. В его действиях Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области признало признаки нарушения и антимонопольного законодательства. Это выразилось в передаче функций органов власти хозяйствующему субъекту.

А виной всему приказ «Об определении в 2017 году объема субсидий на иные цели государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» на осуществление расходов, связанных с реализацией мероприятий в рамках государственной программы Пензенской области «Формирование информационного общества в Пензенской области на 2014-2020 годы». Вряд ли стоит удивляться тому, что в учреждении, подводя прошлогодние итоги, об этой мелочи не вспомнили.

А в нынешнем году работы представителям «Института регионального развития» явно прибудет. Хотя бы в силу того, что с текущего года именно это учреждение будет проводить аттестацию пензенских учителей.

Стоит заметить, что ранее оценку результатов деятельности педагогов для установления первой и высшей квалификационных категорий проводили разные профильные структуры, выигравшие торги, на которые аттестация выставлялась в качестве услуги. В последнее время, как правило, право на нее доставалось центру дополнительного педагогического образования ПГУ. На этот раз о том, что аттестацию будет проводить «Институт регионального развития», было сообщено как об уже свершившемся факте.

Возможно, что при той системе, когда право на проведение аттестации предоставляется любой профильной организации, выигравшей соответствующие торги, и имеют изъяны, о чем упоминал министр образования Пензенской области Александр Воронков. Но разве их не может быть в том случае, если это право отдается на откуп одному учреждению? И не может ли в подобном случае областное УФАС опять усмотреть нарушение антимонопольного законодательства?

Но стоит признать, что проведение аттестации учителей все же более свойственная для государственного образовательного учреждения функция, чем формирование концепции развития целого региона. И если уж исторически сложилось так, что прерогативой этого учреждения являлись действия, направленные на развитие именно сферы образования, логичнее было бы, если бы здесь больше сосредоточились именно на этом направлении, а не пытались бы объять необъятное. А у десятков бы чиновников профильного экономического ведомства находилось бы время для изучения конкурентной среды.

Источник фото: http://madan.org.il/ru/

Похожие статьи