-1° ... -1°, ветер 1 м/с
91.98
100.24
Пензе повезло с перевозчиками. С чиновниками повезло меньше
Владислав Беляков
Владислав Беляков
На наш взгляд, Пензе и ее жителям повезло, что нашлись ответственные бизнесмены-перевозчики, которые практически разрешили такую проблему, как пассажирские перевозки. Транспорт в городе ходит регулярно. Маршруты не закрываются. Стоимость проезда приемлема. Во многих городах ситуация гораздо хуже. И нам завидуют.

11.jpg

 В Фейсбуке все чаще появляются ссылки на материалы, в которых по полочкам разложены все плюсы автобусов большой вместимости и минусы маршруток. В большинстве из статей делается вывод, что виной всему — ушлые бизнесмены, которые искусственно создали монополию на пассажирские перевозки и прибрали к рукам городской общественный транспорт. Мол, теперь они только и делают, что жируют, демонстрируя наплевательское отношение к населению и диктуя властям свои правила игры.

Опустимся из городов, описанных в интернете, на грешную нашу землю — в Пензу. И позволим себе не согласиться с вышеприведенными доводами.

Момент первый. Любой бизнес, как известно, должен стремиться к максимальной прибыльности и сокращению издержек. Только тогда это нормальный бизнес, и только тогда он сможет жить и развиваться. Даже если он активно проповедует какие-то социальные идеи, неустанно заботясь о здоровье и комфорте своих сотрудников — все это в итоге работает на прибыль. Умные люди давно поняли, что человеческий капитал в цене. И без вложения в него бизнес не возможен.

На наш взгляд, Пензе и ее жителям повезло, что нашлись ответственные бизнесмены-перевозчики, которые практически разрешили такую проблему, как пассажирские перевозки. Транспорт в городе ходит регулярно. Маршруты не закрываются. Стоимость проезда приемлема. Во многих городах ситуация гораздо хуже. И нам завидуют.

Не будь, условно говоря, Фомина и Кривозубова, городу пришлось бы несладко. А то, что они работают с маршрутками, а не с автобусами большой вместимости, — не прихоть, а жесткая необходимость. Вряд ли они что-то имеют против автобусов. Просто власти не создали подходящих условий для их работы.

Так мы плавно подошли к моменту второму. Власть должна не только не мешать развитию бизнеса, но и следить, чтобы тот «не зарывался». То есть вырабатывать такие условия и правила, которые не позволяли бы бизнесу создавать монополии и гнуть свою линию. И даже если случится такое, что какая-то отрасль по ряду причин станет монополизированной, то у власти должен быть инструмент, с помощью которого она сможет контролировать процесс.
Например, на уровне области у нас имеется управление по регулированию тарифов и энергосбережению. Именно оно, кстати, устанавливает предельные тарифы. В том числе — на пассажирские перевозки.

Исторически так сложилось, что власти сами пытаются заниматься бизнесом. Редко, когда у них выходит от этого эффект. Чаще всего получается плохо и крайне неэффективно. Пример тому — пензенские МУПы, которые банкротятся с завидной регулярностью.

Или вот еще. Знакомые как-то рассказали историю, прекрасно характеризующую муниципальный транспортный «бизнес». Несколько лет назад в одном АТП закупили новую резину. Буквально через неделю водители муниципальных автобусов «обменяли» ее другим частникам на «бэушную». Разумеется, с доплатой в свою пользу. Поделились они заработанным или нет с руководством предприятия — история умалчивает.

Недавний пример, как у нас чиновники «работают» с бизнесом, — задержание заместителя министра промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области Алексея Антипова. По данным следователей, являясь заместителем председателя комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, он получал от индивидуального предпринимателя денежное вознаграждение за предоставление служебной информации по конкурсу. То есть, вместо того чтобы создавать общие для всех правила и заниматься решением общих проблем, он брал деньги у одного отдельно взятого предпринимателя и складывал деньги в свой карман. Обогащался, так сказать, в одно лицо. И это далеко не единичный случай.

На последней сессии Пензенской городской думы, состоявшейся в конце октября, прозвучала внушительная цифра. С начала года частные перевозчики перевезли в Пензе более 27 млн. пассажиров, включая льготные категории граждан (таковых перевезли 2,5 млн.) При этом город не спешит компенсировать затраты перевозчиков, накапливая перед ними долг...

Так что бизнес, по нашему мнению, в городских транспортных проблемах, по большому счету, не виноват. Тем более что других перевозчиков у нас все равно нет.

Город — огромный ресурс для развития предпринимательства. В нем есть, где развернуться. Просто чиновникам надо устанавливать нормальные правила игры — как для бизнеса, так и для населения. А не для отдельно взятых товарищей.

Уверены, если будут созданы условия и администрация города примет принципиальное решение, что пассажиров в Пензе должны возить исключительно автобусы большой вместимости, Фомин и Кривозубов купят автобусы и будут возить людей.

Похожие статьи