Пенза вне экологической программы развития ООН
Журналист
Журналист

Без объяснения причин Пензе отказано в дальнейшем ее участии в проекте Программы развития ООН / Глобального экологического фонда и Минтранса РФ «Сокращение выбросов парниковых газов от автотранспорта в городах России».



По бездорожью и разгильдяйству


В начале 2016 года Пенза была ангажирована на конкурс по определению городов – участников проекта. Предполагалось, что выделенные бюджетами победителей и ООН средства (по 15 млн. рублей) пойдут на реализацию демо-проектов развития транспортной инфраструктуры, которые впоследствии будут использованы и в других городах.

Предложение прозвучало заманчиво. Как рассказал корреспонденту «Пенза-Онлайн» один из авторов и разработчиков проекта Павел Денисюк, Управление экономического развития мэрии обратилось к экспертному сообществу, и созданный таким образом консорциум специалистов разработал требуемую для участия в конкурсе программу.

Таким образом, в апреле 2016 года Пенза вошла в пятерку пилотных городов проекта. Об этом событии и о тех благах, которые принесет его реализация, прошлой весной сообщали все местные СМИ. В том числе и мы. 

— Мы сделали программу, оформили её в виде двух альбомов, она была одобрена ПРООН и признана лучшей, — рассказывает Павел Денисюк. — Было заключено соглашение между Минтрансом РФ и администрацией Пензы. Предполагалось, что в 2016 году будет завершен конкурс по выбору проектной работы и организации, а сам проект воплотится в 2017 году.

И ничего не предвещало беды. 22 сентября мэр Пензы Виктор Кувайцев встретился с менеджером ПРООН Дмитрием Бесчетным. Как сообщал пресс-центр городской администрации, менеджер высоко оценил организованный мэрией в честь Всемирного дня без автомобиля велопробег и еще раз поздравил Пензу с победой в конкурсе.

Конкурсные процедуры


— Затем был объявлен конкурс, на который в сентябре мы подали уже одобренные две заявки, — продолжает Павел Денисюк. — Еще раньше по просьбе ПРООН в состав конкурсной комиссии был включен начальник Управления экономического развития городской администрации Пензы Алексей Рябов. А дальше начались чудеса: в октябре оценка заявок была неожиданно приостановлена.

Но, как выяснилось, чудеса начались сразу после визита г-на Бесчетного. Уже 23 сентября прошлого года «КоммерсантЪ – Нижняя Волга» сообщил: «Реализация в Пензе проекта… откладывается. Конкурс по выбору проектной организации, который планировалось объявить в сентябре, скорее всего, будет перенесен на октябрь».

12 декабря 2016 года портал «Пенза-Онлайн» направил в адрес начальника городского Управления экономического развития Алексея Рябова редакционный запрос, в котором, в частности, спрашивалось: «В чем суть и каковы результаты дополнительного конкурсного отбора?»

А 13 декабря на имя генерального директора пензенского ООО «Полдень» (организатора и координатора консорциума экспертов) Олега Лосева пришло два уведомления, в которых сообщалось об отмене конкурса по темам, заявленным Пензой по проекту.





Переписка в год экологии


В письмах не указывались причины отказа ПРООН от Соглашения с администрацией города Пензы, являющегося основным основанием для проведения конкурса. К тому же столь серьезное заявление было подписано не председателем конкурсной комиссии, как предписано законом, а менеджером проекта, не имеющим таких полномочий.

Эти и многие другие вопросы были заявлены в жалобе ООО «Полдень» на имя руководителя представительства ПРООН в России Наталии Олофинской. Она ответствовала: «В соответствии с п. 2.5, «Конкурсная комиссия оставляет за собой право прекратить конкурс в любой момент до подведения его итогов». Но это можно парировать только так: если заседание комиссии и состоялось, что вряд ли, то почему на него не был приглашен Алексей Рябов?

Далее Наталия Евгеньевна банальным образом «переводит стрелки» на Минтранс: «Проект «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» реализуется по модели Национального исполнения Министерством транспорта РФ. Заказчиком работ и услуг по проекту выступает его исполнительная организация».

Ну, тут как говорил один из героев Райкина, «Привет, ребята, вы хорошо устроились!» Ведь на официальном сайте проекта его Национальным директором и председателем группы реализации значится ни кто нибудь, а целый замминистра транспорта РФ Николай Асаул.

Судебные перспективы


Недавно пензенские разработчики проекта, справедливо полагающие, что уведомление их о прекращении конкурсных торгов прошло с нарушениями законодательства и конкурсной документации, направили в адрес руководства российского отделения ПРОО текст досудебной претензии о возмещении ущерба участникам торгов и предложение досудебного разбирательства инцидента.

На днях Павел Денисюк сообщил о намерении уведомить о происшедшем администратора ПРООН Х. Кларк и зампреда правительства РФ Игоря Шувалова, в свое время подписавших соглашение о работе представительства ПРООН в России. А также выяснить позицию по этому вопросу администрации президента Путина, который своим Указом объявил 2017 год годом экологии в России.

— Тем не менее, Пенза может оказаться в очень уязвимом положении, — говорит Павел Денисюк. — Обещанные ООН деньги как бы выделялись, но может выйти так, что именно мы не смогли освоить их в соответствии с процедурами ООН: Пенза участвовала, но ничего не смогла предложить. Будет выглядеть так, что хорошее начинание закончилось именно в Пензе. Я же хочу подчеркнуть: если это и закончилось, то закончилось по инициативе ПРООН.

Мнение чиновника


Но что все-таки по этому поводу думают в мэрии, когда одно из знаковых мероприятий года, вдруг исчезает из их планов без объяснения причин? Вчера корреспондент «Пенза-Онлайн» узнал мнение начальника городского Управления экономического развития Алексея Рябова. Вот что он ответил (тезисно):

— Город изначально был заинтересован в проекте, велась активная работа по подготовке соглашения и технического задания, взаимодействия с экспертным сообществом. В переписке с Минтрансом мы эту позицию обозначали: для нас эти проекты остаются актуальными, но мы до последнего ждали, что соглашение будет исполнено сторонами в части их обязательств...

— В конце декабря узнали о решении признать конкурс несостоявшимся, хотя я, как член комиссии, не видел протокола такого решения и на заседании комиссии, где оно могло быть принято, не присутствовал…

— Я добросовестно исполнял обязанности члена комиссии… Я заполнил все оценочные листы, более того, все оценки аргументировал, и направил всем членам комиссии, чьи контакты знал. В ответ же не получил ничего, ни по одной из заявок. На мой взгляд, это говорит о достаточно некорректном отношении к членам комиссии со стороны проекта или еще кого-то из чиновников ПРООН или Минтранса. Не думаю, что ООН декларирует и разделяет такие подходы по отношению к людям…

— Мне очень обидно и печально, что проделанная работа и все интересные задумки пока не нашли практической реализации. Я так понимаю, что решение окончательное и какому-то конструктивному обсуждению не подлежит. Пусть другие дают оценку действиям Минтранса, московского ПРООН и работе комиссии.

Ну, вот и все. Месяц назад, когда, в принципе, уже было известно об отмене конкурса, на глаза попалась заметка: «Калифорния сократит выбросы парниковых газов на 40 процентов». И какова бы ни была степень моей любви к американцам, я думаю, что они — точно сократят.
Источник фото: www.krugosvet.ru

Похожие статьи