Пенза: проблема бесконечных очередей и её решение
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Каждому из нас регулярно приходится оплачивать различного вида услуги: совершать коммунальные платежи, вносить абонентскую плату за пользование интернетом и телевидением, оплачивать посещение ребенком детского сада и так далее.


 Современные сервисы оплаты  предоставляют набор удобных возможностей: автоплатеж с банковской карты, платеж по шаблону в клиент-банке, оплата по штрих-коду  в банкоматах и платежных терминалах. становится это так привычно и так просто, что мы не только забываем о безопасности и мерах предосторожности при проведении таких операций, но и том, что не все люди с легкостью обращаются с банковскими приложениями на смартфонах и интерактивными экранами банкоматов.

Ежемесячно огромное число людей все еще стоит в очередях для оплаты коммунальных услуг при помощи операционистов в кассах. Ситуация одинакова везде: что на почтовых отделениях, где в дни оплаты коммунальных услуг почта просто не успевает выполнять свою первоочередную обязанность, что в «зеленом банке для людей», где самих людей отваживают от касс за счёт увеличения размера комиссии при оплате через операциониста, что в других коммерческих банках, где деятельность банка просто парализуется, а на представителей юридических лиц, проходящих без очереди, люди готовы просто кидаться. И что же делать в данной ситуации, как выйти из сложившегося положения?

Кажется правильным  найти первопричины и ответить на простой вопрос: почему люди готовы тратить часы в очереди и платить комиссию лишь для того, чтобы их обслужил живой человек? А ответов несколько, и все они достаточно просты:

1. Люди боятся ошибиться и не хотят брать на себя ответственность за ошибочный платеж. Их можно понять: размер коммунальных платежей в последнее время пугает не только уважаемых пенсионеров, но и продолжающих трудится граждан. Однако безопасность тут призрачная, так как правильность внесенных данных все равно придется заверять плательщику, а оператор такой же человек и может ошибиться. Да, риск ошибки меньше, но он все равно есть, и ответственность никуда не исчезает.

2. Люди просто не умеют и не хотят учиться пользоваться альтернативными способами оплаты. Отсутствие навыка пользования сервисами, страх и стыд признаться и попросить помощи или обучения, неудачный опыт самостоятельной оплаты —  эти и множество других субъективных факторов заставляют людей тратить самый ценный ресурс в жизни на ожидание в очередях.

3. Нельзя не обратить внимание и на  огромное упущение со стороны государства. Государство тратит миллиарды рублей на обучение детей робототехнике и компьютерному моделированию, но почему-то на обучение простой компьютерной грамотности социальной группы не менее важной, и согласно статистике, занимающей ¼ от общей численности населения страны, денежных средств выделяется в разы меньше. Очевидно, обучение навыкам компьютерной грамотности людей пожилого возраста, так же необходимо как обучение плаванию детей.

О запуске федеральной программы по обучению всех пенсионеров компьютерной грамотности говорить нет смысла, об этом и так много уже сказано в кругу высших органов власти, к сожалению, по большей части, только сказано. Нужно решать проблему на местах. Самим, а не ждать, пока кто-то с центра издаст закон и выделит денег на обучение наших пенсионеров.

И шаги по этому направлению делаются, достигаются успехи, важную роль в этом процессе играет «УМЦ высоких технологий», являющийся резидентом  IT - кластера «Росопертор». Более 300 пенсионеров были обучены компьютерной грамотности в рамках процесса обучения, организованного Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области совместно с отделением Пенсионного фонда РФ по Пензенской области. Цифра не большая, но явно показывающая, что есть актуальная потребность в обучении.

 Для решения существующей задачи регион не обязан использовать только свои бюджетные ресурсы, можно обратиться за помощью к банкам, в том числе к  крупному региональному банку.

И, уверен, обучение процессу оплаты  при помощи терминала банка и конспектирование инструкции по оплате в тетрадях с логотипами банка, дадут ему не меньший экономический эффект, чем реклама на самом популярном радио. Люди будут искать знакомый платежный терминал и общая репутация банка будет повышена.

Наконец, каждый из нас сам может чуть-чуть изменить ситуацию. Рассказать  старшему поколению близких о принципах  безопасности при работе с банкоматами и о мошенниках, показать как пользоваться банковским-клиентом на компьютере, в конце концов, избавить от сложного и  мучительного процесса, подключив автоплатеж на себя, ведь в их мире и так масса проблем и сложностей.

 

Похожие статьи