Пенза не спешит переходить на пятидневку в школах
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Тема повсеместного перехода школ на пятидневную систему обучения, которую подняла глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на Всероссийском родительском собрании 2016 года, может, и не стала некоей информационной «бомбой». Но в педагогической среде, а также среди родителей и самих школьников вызвала достаточно оживленные дискуссии, продолжающиеся до сих пор. Не избежала этого бума и Пензенская область.

35.jpg

Плюсам и минусам пятидневки было посвящено недавнее мероприятие, прошедшее на базе Института регионального развития Пензенской области (ИРР ПО), которое можно обозначить как «круглый стол», так и общественное обсуждение. При этом ректор учреждения Ольга Федосеева, выступавшая в качестве модератора встречи, подчеркнула, что основной вопрос заключается в том, как выстроить учебный процесс таким образом, чтобы и учеба была познавательной, и нагрузка на учеников не была бы слишком большой.

На данный момент ситуация сложилась двоякая. С одной стороны, родители могут высказать пожелания руководству общеобразовательных учреждений или обратиться с просьбой о переходе на пятидневное обучение. С другой стороны, демократия в этом вопросе ограничивается тем, что окончательное решение все равно остается за администрацией образовательной организации.

Согласно данным ИРР ПО, в школах области практически все ученики первых классов обучаются по пятидневке, по такой же схеме построена работа для половины 2 — 4 классов. По субботам от занятий в школах отдыхает прядка 15 — 17 процентов учащихся среднего звена и 13 процентов старшеклассников.

Но судя по тому, что прозвучало на «круглом столе», пензенский люд жаждет школьной пятидневки в подавляющем своем большинстве. Папам с мамами страсть как охота побольше пообщаться дочками-сыночками за счет дополнительного для школяров выходного. Самих школьников хлебом ни корми, но дай полноценно восстановиться за два дня, предоставив им при этом свободное время для профильной подготовки. Со стороны представителей многих школ в качестве аргумента за пятидневку прозвучало утверждение, что «выстроить индивидуальную образовательную траекторию в старших классах при шестидневной учебной неделе трудно».

В то же время нашлись и контраргументы. Ведь имеются в регионе немалое количество школ, в которых многими годами складывалась программа, рассчитанная именно на шестидневку. И именно она позволяет рассчитывать на более успешное освоение учениками определенного направления при подготовке к поступлению в профильные вузы. В частности, намерение стоять до конца против пятидневки выразила Елена Краличкина, директор пензенского лицея №55, где имеются профильные медицинские классы. Плюс к этому именно шестидневка признана наиболее удачной формой работы в некоторых сельских школах.

Ряд педагогов, с которыми удалось пообщаться лично, в качестве аргументов против приводят следующие доводы. Переход на пятидневное обучение при сохранении количества часов, предусмотренного стандартами, заметно возрастет нагрузка на учащихся, которым придется отсиживать и по семь, и по восемь уроков. При сокращении же предусмотренного количества часов по разным предметам, учитель начнет терять в зарплате. При этом есть риск сокращения часов по предметам, которые принято считать приоритетными.

— Есть на класс, скажем, час музыки в неделю, его и не уберут, — считает учитель одной из пензенских школ. — Не думаю, что сократят и часы по физкультуре. В «крайних», скорее всего, окажутся русский язык, математика, физика.

С другой стороны, довелось услышать и предложения, прозвучавшие и со стороны некоторых педагогов, и со стороны родителей по возможности сохранения количества часов по приоритетным предметам при переходе на пятидевку. Все просто до безобразия — взять и отказаться от «ненужных» дисциплин - «Полезные навыки», «Основы театрального искусства», «Краеведение», и т.п.

Упоминаемая некоторыми возможность ученикам за счет лишнего выходного дня спокойно заниматься с репетиторами, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя использовать в качестве аргумента за переход на пятидневную форму обучения. Такая необходимость скорее указывает на недостатки в процессе обучения, чего уж лукавить, всех общеобразовательных учреждений.

С родительским стремлением почаще общаться со своими чадами тоже не все однозначно. Депутат Законодательного собрания Пензенской области Яна Куприна, например, удивилась результатам опроса, проведенного ею на своей странице в одной из соцсетей. Согласно которым родители в основном выступали за шестидневку. И это понять вполне можно. Ведь немалое количество родителей работает и по выходным. И проследить за детьми в ту же субботу им проблематично.

Стоит заметить, никто не может стопроцентно гарантировать того, что дополнительный выходной непременно станет для школьников временем общения с родителями, самообразования или каких-то других дел, полезных хотя бы для себя, а не превратится в лучшем случае в «диванный день». А сколько детишек, мучающихся от безделья, отправятся на поиски приключений? Кто ответит?

В свете же часто звучащих призывов чиновников побольше «загружать» детей в свободное время, можно предположить, что в ту же субботу их попросту начнут загонять в родное заведения для участия в различных программах, наподобие «Танцующей школы». А школа может быть и «поющей», и «бегающей, и «прыгающей», да мало ли еще какой.

Из всего прозвучавшего на «круглом столе» можно сделать следующий вывод. У каждой системы есть и плюсы, и минусы. Пензенские школы готовы перейти на пятидневку. Но не все. Однако, если «партия велит», то перейдут как миленькие все . В любом случае, итог, который подвела на мероприятии в ИРР ПО первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина, выглядит вполне себе закономерным — нет смысла торопиться и менять то, что уже сложилось. В общем, festina lente, или «поспешай медленно».

Тем более, если учесть, что на упоминавшемся Всероссийском родительском собрании с участием главы Минобрнауки РФ, было говорено вроде как предельно ясно — отказ от уроков по субботам должен быть постепенным, и переход на пятидневку не должен касаться десятых и одиннадцатых классов.
Источник фото: http://obruchev.mos.ru/

Похожие статьи