Журналист
Журналист

Губернатору Пензенской области

Белозерцеву И.А.

 

От гражданина РФ

Дениска П.Е.

 

Открытое письмо. 

 

Уважаемый Иван Александрович!

 

На официальном портале Правительства Пензенской области  было опубликован материал по итогам совещания  29 мая 2017 года,  в котором Вы  констатировали необходимость стимулировать проектную  деятельность в нашем регионе http://www.pnzreg.ru/main_news/2017/05/29/13530371

Такие же планы содержались в инвестиционном послании Губернатора, озвученном в декабре 2016 года.

 

Ссылаясь на опыт других  регионов  и попытки внедрить такой подход у нас,  Вы резюмировали (цитаты):

«Проектную деятельность необходимо стимулировать, поощрять успешные результаты, чтобы люди погружались в тему, над которой они работают, искали лучшие творческие решения», - подчеркнул губернатор

«С помощью проектного офиса достичь можно многого», - резюмировал он.

            Я благодарен Вам, что Вы своевременно и обоснованно подняли эту тему,  поскольку, как показывает практика,  у нас проектную деятельность принято, скорее, симулировать.   Всего одна буква, а какая разница.  Поясню примерами.

            Наш регион не является сырьевым или носителем иных инфраструктурных преимуществ – выходом к морям, к перекрестком международных транспортных коридоров, приграничным статусом.  Тем не менее, он не менее других нуждается в устойчивом развитии.  Трудно представить современный развивающийся  регион без надежного, удобного и доступного авиасообщения.   Аэропорт города Пензы много лет находится на обочине этого процесса.  Цены на авиабилеты  одни из самых высоких в  стране, а уровень сервиса – предельно низок.  Ситуация остро нуждается в исправлении   и это настоящий проект, прямо влияющий на развитие всего региона. 

07.11.2016 года Аэропорт города Пензы, действуя в качестве государственного  заказчика  организовал конкурсную процедуру по определению разработчика  архитектурной концепции  нового здания аэровокзала. 

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0855200000516003063

 

По законодательству РФ  для проведения аукционных процедур должна быть определена начальная цена торгов (НМЦК).  Она определяется, в том числе, путем запроса коммерческих предложений у организаций, способных провести такую работу и чье заключение признано считать авторитетным.   Как следует  из документации закупки, было запрошено и получено  три коммерческих предложения, из которых следовало, что качественная  работа  по разработке архитектурной концепции в заданные сроки  оценивается   в среднем около 1 400 000 рублей.    Тем не менее,  за начальную цену торгов была принята сумма в 1 250 000 рублей, то есть минимальная цена из трех запрошенных предложений.  

Однако, в ходе электронного аукциона  стоимость работ оказалась снижена участниками торгов до 189 420 рублей, то есть более чем в шесть раз.  Таким образом, подобная  организация  тендерных  процедур   привела к следующим выводам:

- либо Аэропорт города Пензы,   рассылая  запросы коммерческих предложений для определения начальной максимальной цены торгов,  пытался  затратить средства из бюджета Пензенской области в шесть раз больше  необходимых,

- либо  за 189 420 рублей просто невозможно получить   качественный продукт - архитектурную концепцию, которая реально стоит в шесть раз дороже по мнению авторитетных организаций, представивших  свои коммерческие предложения. В этом случае предполагается затратить бюджетные средства на заведомо некачественный продукт,

- либо качество запросов коммерческих предложений настолько низкое или они разосланы организациям, которые  не способны дать компетентный ответ, либо запросы не рассылались вовсе.  Это противоречит установленным правилам организации торгов.

В любом случае  такие действия  государственного заказчика и организатора торгов либо   нарушают закон, либо приводят  к необоснованным тратам бюджетных средств.

Необходимо учесть, что на «разработку»  архитектурной концепции  организаторы торгов отвели всего  две недели – 10 рабочих дней (со 2.12.2016  по 16.12.2016).   За это время победитель торгов  - организация, которая расположена в другом регионе, должна не только разработать полноценную концепцию  именно для Пензы, но и организовать ее обсуждение на заседание  градостроительного  совета.

Тем не менее, Аэропорт города Пензы – государственного заказчика и организатора торгов, такой подход к организации  торгов целиком устроил   и работы по контракту были приняты.

Результаты подобного   подхода  подтвердили самые худшие опасения.   В качестве результата  была представлена работа, которая имеет мало общего с  развитием   аэропорта города Пензы, самого региона  или его транспортной инфраструктуры.   Легко установить,   что в качестве  «разработанной» архитектурной концепции  на строительство аэровокзала  была, видимо,  использована некая готовая работа, ранее выполненная  для другой территории.   Это  становится понятным, если  сравнить соответствие предполагаемого внешнего облика  нового здания  аэровокзала с окружающей архитектурой:

-         зданием старого аэровокзала,

-          зданиями технопарка «Рамеев», расположенными в непосредственной близости  от предполагаемого строительства.

 

Как говориться «ничего общего». Это неудивительно, поскольку проект  вероятно разрабатывался не для Пензы, а нам достался волей обстоятельств и некомпетентного поведения.

Сразу становится очевидным,   что исполнитель контракта видимо  даже не пытался соответствовать каким то архитектурным правилам, а просто взял готовое решение, которое у него имелось  и, не взирая на окружающую архитектурную среду,  «приспособил» на обозначенное место.  Именно таким образом, город Пенза утратил  собственное лицо  в прошедшие годы – в историческом центре города имеется  заметное количество строений, которые  никак не вписываются в существующий архитектурный  облик и попросту разрушают его.   Нелишне напомнить, что предмет закупки  - именно «Разработка архитектурной концепции на строительство аэровокзала в г. Пенза».   Не покупка  готового проекта, а разработка его именно   для Пензы, с учетом существующей архитектурной среды, инфраструктуры, функциональности. Трудно представить, что градостроительный совет  региона действительно одобрил такие визуальные решения. 

 

Функциональность  нового здания  также «пришла» к нам в наследство  от чужого  (готового) решения.   Убедиться в этом несложно.

В числе помещений нового  аэровокзала  имеется  зал ВИП (ЗОЛиД).  Исходя из представленной концепции, там имеется  как минимум 31  индивидуальное посадочное место.    Такое   решение   в аэропорту, где  в настоящее время попросту отсутствуют   перелеты бизнес-класса, выглядит совсем инородно.  Возможно,   данные обширные помещения предназначены для  обслуживания  закупаемой Аэропортом города Пензы чартерной ВИП  программы.  Однако директор Аэропорта города Пензы в публичных выступлениях утверждает, что закупаемые чартеры практически не используются, да и вмещают всего 12 пассажиров.   Мощность ВИП-зала, таким образом, предполагает  нереально обширную чартерную ВИП-программу с одновременным (!!!) использование 2-3 ВИП-чартеров.  Это нелепое и очевидно слабое решение не могло быть разработано для Пензы.  Очевидно, что предлагаемое  «разработчиком»   архитектурной концепции решение взято, видимо, в качестве готового от другого аэропорта, в котором, вероятно,   имеется сформированный поток  пассажиров бизнес-класса.

Если посчитать количество парковочных мест концепции, то их всего 35 (места для инвалидов занимать нельзя).  В расписании вылетов  Аэропорта города Пензы есть очень ранние и очень поздние вылеты, то есть в то время, когда общественный транспорт отсутствует на улицах города, либо его использование ненадежно.   Концептуальное парковочное пространство  попросту недостаточно.  Это решение также, вероятно,  не было разработано  для Пензы. 

Все это тем более печально, поскольку Аэропорт города  Пензы, как логистический центр авиаперевозок очень нужен для развития региона, следовательно должен учитывать все особенности и возможности города и региона наиболее полно и качественно, да и  визуальный облик не разрушать.

Если  на полноценную, качественную архитектурную концепцию оправданно потратить 1 250 000 рублей (срок исполнения в две недели пусть остается  на совести руководства Аэропорта города Пензы),  то на инородное готовое  решение, созданное когда-то без учета местных реалий,  даже шестикратно меньшие затраты  выглядят необоснованными.   Это пустая трата бюджетных средств.

Устанавливая для исполнителя «разработки»  архитектурной концепции  срок в две недели (а реально, не более 10 дней, поскольку для вынесения на  градостроительный совет  архитектурная концепция уже должна быть готова и размножена),  Государственный заказчик  совершенно определенно заведомо исключал «разработку»  архитектурной концепции и соглашался на продукт «вторичного» использования.  Собирался ли градостроительный совет и  какой вердикт он вынес, осталось неизвестным.

Ситуацию осложняет  и тот факт,  что некачественная работа  по подобной «разработке» архитектурной концепции  должна использоваться в последующем проектировании  строительства, продолжая порочный круг.

Иван Александрович!  Подобные коллизии невозможны  в случае применения поддержанного Вами  проектного управления.  Если руководство Аэропорта города Пензы не способно   организовать закупку и связанные с ней процедуры  качественно, с учетом  особенностей города  и региона, планов развития (в частности  форматов участия региона в мероприятиях Чемпионата мира по футболу), то при проектном подходе, для этого могут быть привлечены иные проектные компетенции.   Ведь аэропорт проектируется и строится не «сам для себя», а для региона, его деловой, туристической и потребительской инфраструктуры, комфорта жителей и удобства ведения бизнеса.   Если ставить именно такие проектные цели,  результат получится совершенно иной.  Обязательно найдутся необходимые компетенции, которые  не позволят  разрушить архитектурную, функциональную, логистическую среду,  да и с планами развития региона планы руководства Аэропорта  успешно состыкуются.

То, что  объективно имеет стоимость 1 250 000  рублей,  должно закупаться за  соответствующие средства с предъявлением необходимых требований к результатам работ.   Эти требования прямо и непосредственно вытекают из целей и задач  проекта.  Если проект  и проектное управление отсутствуют, то и результат выглядит плачевно.

Иван Александрович! Обратите внимание,  что все порочные недостатки  этапа «разработки» архитектурной концепции   неизбежно перекочевали на этап  разработки проектно-сметной документации строительства.

27.04.2015 Аэропорт города Пензы в качестве заказчика  организовал тендерную процедуру (электронный аукцион) по определению права  на разработку проектно-сметной документации (ПСД).

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0155200002217000125

 

Архитектурная концепция, которая была «разработана» ранее за 10 рабочих дней и  189 420 бюджетных рублей является неотъемлемой частью  задания на проектирование.  Начальная максимальная цена контракта 39 000 000 рублей определена в соответствии с законодательством.  Таким образом полноценная качественная ПСД  оценивается  в сумму 35 000 000 – 39 000 000 рублей в зависимости от разумного  конкурентного снижения цены контракта.

В результате  торгов определился победитель, который готов создать  требуемую  ПСД за 6 649 615,38 рублей, то есть в шесть раз (!!) дешевле начальной цены.  Опять возникает вопрос:

-         либо руководство Аэропорт города Пензы стремится во чтобы то ни стало завысить расходы бюджета минимум в несколько  раз,

-         либо  качество определения поставщика так низко, что, потратив из бюджета  6 649 615,38 рублей  мы получим  результат, используя который построить современный транспортный терминал будет скорее всего  невозможно, 

-         либо процедура закупки и определения НМЦК  была проведена с очевидными нарушениями законодательства РФ.

Стоит отметить, что победитель торгов был отстранен от аукциона,  по странному стечению обстоятельств, победителем был объявлен иной участник – АО «Новая авиация», та самая компания, которая  сочла возможным  вместо разработки упомянутой выше архитектурной концепции, предложить  документ, разработанный видимо для другой территории.

Иван Александрович! Это совсем не похоже на проектное управление, на проектный подход, о стимулировании которого Вы заявили прямо в те дни, когда осуществлялась это  неоднозначная закупка.  Трудно представить, что произойдет   с размещением заказа на строительство объекта.  Будет ли это тот объект транспортной  инфраструктуры, который необходим для развития региона, если заказчик  регулярно ошибается  МНОГОКРАТНО и не в состоянии контролировать процесс. 

Нет смысла искать вину заказчика, у него просто нет  в распоряжении  необходимого набора компетенций.   Именно эту проблему и решает проектное управления.  Следует отдельно упомянуть, что задачи перед Аэропортом города Пензы  просто не сформулированы.  Именно поэтому этот заказчик не знает что и как делать с бюджетными средствами, предназначенными для развития  транспортной инфраструктуры региона. 

Перед регионом в настоящее время стоит  вполне конкретная задача в рамках проекта Президента РФ Путина В.В. по подготовке и проведению  впервые в России Чемпионата мира по футболу 2018 года.  Эта задача – подготовка Базы Команд участниц  Чемпионата,  а также возможный прием на своей территории  одной из ведущих футбольных команд мира.  Вы, Иван Александрович,  неоднократно призывали своих подчиненных использовать все преимущества участия Пензенской области в форматах и мероприятиях Чемпионата Мира.    Возможно,  в Аэропорте города Пензы не услышали  Ваш призыв.

База команд участниц Чемпионата Мира, по сути, состоит из трех  составляющих – Тренировочная площадка (МАУ ФК Зенит),  гостиница (Гелиопарк)  и Аэропорт.   То есть перед аэропортом стоят вполне осязаемые задачи в рамках Президентского проекта.  Но они не сформулированы и  никак не решаются.  Это тоже следствие  отсутствия проектного управления.  В настоящее время Аэропорт города Пензы не готов к приему команды-участницы Чемпионата мира.

Проектное управление,  проектная команда – это не только и не столько набор чиновников, которые время от времени  собираются  на совещания.  

В РФ, как и в любой стране мира, которая проводила Чемпионаты мира по футболу,  имеется министерство спорта, министерство, ответственное за строительство, министерство, ответственное за транспорт, за туризм, за здравоохранение и так далее, то есть имеется достаточное число чиновников.  Тем не менее, в каждой такой стране дополнительно организуется оргкомитет (ЛОК), который формируется не из чиновников и министерских сотрудников, а из  компетентных специалистов.  Это и есть  проектная команда.   У нас такого комитета нет.   Организационный комитет  для задач в Пензе  - это набор чиновников и должностных лиц, которые ежедневно заняты иными проблемами. 

Иван Александрович!  Существующим ныне подходом мы искусственно ограничиваем возможности региона по подготовке  к Чемпионату мира  набором компетенций  конкретных чиновников, которые сейчас находятся  на соответствующих  должностях. Возможности нашего региона намного шире.

В связи с этим оказалось, что в настоящий момент некому вовлечь Аэропорт города Пензы в процесс подготовки  к Чемпионату Мира, некому поставить актуальные задачи, некому помочь в организации закупок, поскольку должностные лица  просто никогда не сталкивались с таким набором задач и у них нет нужных компетенций для того, чтобы осуществить закупки предсказуемым образом в полном соответствии с поставленными  целями. 

То, что наши  чиновники никогда ранее не участвовали в подготовке мероприятий Чемпионата мира по футболу, нет никакой их вины, но это не снимает  задач Президентского проекта перед  каждым регионом, который причастен к этому.

Цели и задачи проекта подготовки к ЧМ-2018 в нашем регионе не сформированы,  проектного управления нет, потому что нет самого  проекта (в его комплексном понимании) и  возможности проектной команды ограничены набором компетенций нескольких чиновников.   Проектная команда всегда  формируется исходя из задач проекта.  Если необходим член проектной команды, который обеспечит  взаимодействие  Аэропорт-Гостиница, Аэропорт – Стадион, Аэропорт – город-организатор Саранск  и если такого специалиста нет  среди Ваших подчиненных чиновников, то он привлекается  извне, причем строго на тот срок, который необходим для решения поставленных целей и задач.  Такой специалист, эксперт, профессионал не заменяет  чиновника и не умаляет его заслуг и полномочий,  а просто следует поставленным целям и задачам и достигает именно их, не отвлекаясь на другие аспекты, из которых состоят повседневные должностные обязанности  чиновников и должностных лиц.

Если рассматривать  ситуацию в РФ, то с организацией АНО Россия-2018  (ЛОК) никто не усомнился в заслугах, полномочиях и предназначении чиновников Минспорта РФ, Минтранса РФ и других.  У них всех есть повседневные задачи и кроме Чемпионата.  То же самое применимо к Пензенской области, да и к любому проекту в любом регионе и городе.  Разница только в масштабах.

Таким образом,  проектное управление расширяет возможности привлечения необходимых компетенций  и позволяет достичь необходимых результатов (целей проекта)  при тех же или меньших затратах.  Вы подтвердили это в своем выступлении

http://www.pnzreg.ru/main_news/2017/05/29/13530371

 (циатата) . «Это даёт возможность руководителям более эффективно планировать и организовывать свою работу, через проектные решения добиваться наиболее весомых результатов при тех же финансовых затратах». 

Кроме того, в своем выступлении  Вы призвали (цитата)  что к работе в рамках проектного офиса надо привлекать наиболее активных представителей профессиональных сообществ и граждан, которые могли бы генерировать идеи, предлагать новые решения.

Данным обращением  я  активно и заинтересованно  откликнулся на Ваш призыв.  У меня есть необходимые идеи, решения и компетенции.  Я готов предложить комплексное решение  как по развитию аэропорта, так и  по подготовке к участию в форматах Чемпионата Мира по футболу. Это выправит описанные выше недоразумения и перекосы.

Я имею прямое и непосредственное отношение к самому  созданию и продвижению заявки города Пенза в качестве Базы команд-участниц Чемпионата мира.  Если бы проектная  работа велась с самого начала, в том числе, и не существовало бы проблемы достройки  многолетнего долгостроя – гостиницы «Интурист».  Она была бы не только возведена, но включена в общие мероприятия по приему и обслуживанию гостей и участников  Чемпионата.

Я полагаю Ваши  усилия по стимулированию проектной деятельности в регионе актуальными, искренними и своевременными.  А активные и компетентные граждане, носители идей,  которым Вы адресовали обращение,   в нашем регионе найдутся для любого  проекта.

Еще не поздно наверстать упущенное.  Без необходимой проектной работы  описанная выше ситуация выглядит совсем непривлекательно и не способствует процветанию нашей Пензенской области.

 

С уважением

Павел Денисюк

Похожие статьи