Отец Тихон: «Господь не оставлял меня никогда»

В преддверии Рождества, мы решили, что многим нашим читателям будет небезынтересен прошлогодний разговор с иеромонахом Тихоном, ответственным секретарем Краснослободской епархии. Он рассказал нам о значении этого праздника для каждого православного.

Говорят, монахи — особенные люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Ежедневно люди спешат к ним, чтобы получить духовные советы в сложной ситуации, и те помогают. Иеромонах Тихон — человек, прошедший путь от послушника до наместника монастыря, ответственного секретаря Краснослободской епархии.
— Отец Тихон, с чего начался ваш путь к Богу?
— Во-первых, начну с того, что родился я 16 августа 1980 года в городе Пенза. Рос обычным ребенком: играл, веселился, учился в многопрофильной гимназии №13. Семья была верующая: по воскресным и праздничным дням мы ходили в храм, причащались. Тогда и начался мой путь к Богу; хорошо, что времена на дворе были благоприятные: власть не препятствовала людям исповедовать Христа.
— Батюшка, почему вы решили стать священником, и в какой момент это произошло?
— Решение посвятить свою жизнь священнослужению пришло в 1995 году. Это был юбилейный год — год 50-летия Победы над фашизмом, и в этом году средства масс-медиа очень широко осветили жизнь церкви во время войны. Почему-то это очень подействовало на меня, мне захотелось подражать этим людям — священникам, которые совершали свое служение в те годы или приняли священный сан, пройдя огонь войны. Очень хорошо помню момент созревания этого решения в душе. Я был религиозным человеком и ранее, но тогда решение созрело окончательно. Мне было 15 лет.
— Что повлияло на ваш выбор стать монахом?
— На этот выбор повлияла повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник», где показан путь человека в монастырь. Почему-то, примерив на себя роль главного героя, я решил, что монашество мне очень подходит. Тогда стало появляться много аскетической литературы, которая мне очень нравилась. Позже, пройдя монастырский путь от послушника до наместника монастыря, я увидел, что многое совсем не так, как написано в книгах, и сегодня тем, кто как я тогда загорелся желанием этого пути, я советую очень глубоко проверить свои чувства, сопоставив их с жизнью по Евангелию. Предлагаю пожить монашеской жизнью, не принимая пострига. Я для себя решил, что будет так в 13 лет, а принял монашество в 22 года. 9 лет прошло в испытании моего решения.
— Как складывалась ваша жизнь после пострига?
— После пострига я был посвящен в священный сан сначала иеродиакона, потом — иеромонаха и с 2002 по 2008 гг. возглавлял братию Преображенского подворья Тихвинского монастыря. Сейчас это самостоятельная обитель Спасо–Преображенского мужского монастыря г. Пенза. Это были годы моего становления как пастыря. Я вижу много ошибок, но и много хороших моментов тех лет. Господь помогал мне! Поначалу было сложно управлять братией, но молитвами святых я вразумлялся и дело спорилось.
— Трудно ли было в 2010 г. возглавить Нижнеломовский Казанский Богородицкий мужской монастырь? Что было сделано в период служения?
— Конечно же, трудно быть наместником — всегда ответственно. Необходимо решать административные вопросы, окормлять монахов. Многое было сделано моими предшественниками и возрождать мне его не пришлось. Я пришел уже на все готовое, и не могу сказать, что оставил сколь-либо значительный след в истории Нижнеломовского монастыря. У нас есть святой источник, который удалось облагородить, построить купальни для паломников. Для меня это хороший, добрый период служения, молитвы. Некоего духовного отдохновения.
— Каковы обычные будни мужского монастыря?
— О буднях могу судить по опыту тех монастырей, в которых приходилось жить, и могу сказать, что они везде наполнены чем-то своим. Нет одинаковых мест на земле, и люди там живут по-разному. В нашем монастыре утро начиналось с божественной литургии. Молились и приступали к труду. У каждого были свои послушания (поручения). Вечером совершалось всенощное бдение, затем мы отходили ко сну. В любом случае, главное делание в обители — это молитва, которой посвящены и будни, и праздники.
— Вы возглавляли миссионерский отдел Пензенской епархии. Что входило в его задачи? С чем столкнулись на практике? Какие проблемы были?
‒ Это было одно из самых трудных дел в моей жизни. Мне пришлось столкнуться с «Михайловской обителью», видеть, как под звуки её колоколов наша паства проходила мимо православного храма, отдавая свои души в руки лжепастырей. Это было очень больно, но, к сожалению, эта рана очень глубока и мне удалось хоть немного ее уврачевать. Знаю, что этот раскол существует и поныне, продолжая вводить в соблазн многие души. Тогда я собрал много материала, передал его своему преемнику отцу Алексею Рою, когда переходил в Краснослободск. Надеюсь, что придет время, и родная для меня Пензенская земля освободится от этой проказы.
— Почему пришлось покинуть Пензу и продолжить служение в Краснослободске?
— Здесь просто сошлось очень много обстоятельств, могу сказать лишь одно: решение далось не просто, я знал, что беру на себя большой труд и ответственность, но решился, положившись на волю Бога.
— В чем заключается ежедневная работа секретаря?
— Секретарь — это человек, в руках которого сосредотачиваются все дела епархии. Он решает, какие из них должны пойти на решение архиерея, какие он может решить сам, какие — передать по другим инстанциям. Общение со священнослужителями, мирянами. У меня есть благочиние, приход, строящийся храм, тюрьмы, которые также приходится посещать и общаться с заключенными и молиться вместе с ними, и совершать Таинства. Дел — немало. В малых епархиях, как наша, секретарь — это совсем не канцелярский работник.
— Батюшка, расскажите о приближающемся празднике Рождества Христова.
— Праздник Рождества Христова — один из самых простых по своему содержанию — это День Рождения Господа Иисуса Христа на земле. А по смыслу — очень глубокий, поскольку на землю сошел воплотившийся Бог, чтобы дать людям спасение.
— Почему каталитическое Рождество празднуют до Нового года, а наше — после?
— Не только католики совершают Рождество до Нового года, но и многие Православные Церкви, которые держат новый календарь. Их большинство, и Рождество они уже отметили. Некоторые церкви имеют другой календарь, в том числе и наша — поэтому здесь разница.
— Как следует встречать праздник православному христианину?
— Все христиане причащаются на Рождество, это древнее правило. А далее — праздник в семье, разговение, подарки. У всех свои традиции.
— В чем причина вашего успеха?
— Главный секрет — это жить по словам Спасителя и святых апостолов. Господь не оставлял меня никогда! Я считаю это главной наградой. Мне легко, когда дело начинается с молитвы.
— Что бы вы пожелали пензенцам?
— Прежде всего, здоровья, мира, добра. Пусть каждый день будет наполнен радостью и счастьем. Спаси вас Господи!
— Спасибо за беседу.
— Всего доброго.
Фото из личного архива о. Тихона