От имперского титанизма к разумному эгоизму:  размышления по поводу 100-летия русской революции. Часть 1
Журналист
Журналист

Доктор философских наук Андрей  Мясников

Сейчас много говорят и пишут о событиях столетней давности, и пытаются их по-разному оценить, осмыслить этот столетний путь, который проделала Россия.




Немного советской ностальжи


 Мне показалось интересным остановиться на половине этого пути и вспомнить важное событие — 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которое отмечалось советским народом в 1967 году.

Если обратиться к официальным речам и документам того периода, то сразу можно почувствовать титанический дух времени. Это особенно чувствуется, когда перечитываешь доклады генерального секретаря КПСС Л.И. Брежнева, и испытываешь уже забытые ощущения величия советского проекта, его исторической монументальности, проникаешься почти священным культом труда и солидарности со всеми трудящимися.

За первые минуты чтения меня просто переполнил революционный титанизм, проснулась революционная мечтательность и желание осчастливить весь мир, сделать его лучше, прекраснее, справедливее. Чтобы не быть голословным приведу некоторые выдержки из доклада генсека:

«Пятьдесят лет существования Страны Советов — это для нас пятьдесят лет героической борьбы и напряженного труда, пятьдесят лет боевых и трудовых побед во имя свободы, счастья и процветания всех народов нашей социалистической Родины, во имя коммунизма. Вот почему так дорога нашему сердцу эта юбилейная дата, вот почему мы встречаем ее с таким торжеством, с таким ликованием в наших сердцах.

Но наш юбилей дорог не только советским людям. Ведь это день рождения первого в мире государства рабочих и крестьян, первого государства, где была навсегда уничтожена эксплуатация человека человеком, государства, которое показало путь к социалистическому будущему для других стран и народов. Вот почему вместе с нами 50-летие Октября отмечают как свой собственный большой праздник миллионы и миллионы наших друзей в других странах».

Дочитывая доклад Леонида Ильича, революционная эйфория постепенно идёт на спад, и начинаешь ловить себя на мысли о великих иллюзиях, массовом обмане и показушничестве, которыми была наполнена реальная советская жизнь. Хотя для тех поколений это была светлая и жизнеутверждающая вера, которая до сих пор вызывает у них ностальгию, но сегодня она вызывает искреннее сочувствие…

Эти ностальгические настроения учитывают некоторые современные политики и громко заявляют, что распад СССР — это величайшая геополитическая катастрофа ХХ века. В этом утверждении явно выражено негативное оценочное суждение — «это была катастрофа».

Я лично не согласен с этим оценочным утверждением. По моему мнению, распад советской империи — это вполне закономерный результат исторического развития народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. Распад советской империи был также неизбежен, как и распад Российской империи после Первой Мировой войны. Это предсказывал ещё Александр Радищев в своей оде «Вольность».  Итак, вернёмся к 100-летию Великой Российской революции.

«Белый реванш?»


Социально-политический анализ происходящего в современной России многих исследователей подводит к мнению, что через 100 лет после прихода к власти большевиков — «красных», «белые» взяли исторический реванш, т.е. страна вернулась на начальный этап буржуазно-демократического развития, от которого отказалась сто лет назад.

Аргументы:

1. Воссоздано сословно-классовое общество с огромным уровнем социально-экономического неравенства между богатыми и бедными: олигархический капитализм . Как показывает новейшая статистика, 10% населения страны владеют почти всеми её богатствами . Такая социально-экономическая ситуация характерна для эпохи дикого капитализма, который ещё не освободился от многих элементов позднего феодализма.

2. Воссоздана авторитарная система управления, основанная на тотальном военно-полицейском государственном контроле . Мощный силовой блок должен прежде всего обеспечить неделимость страны, т.е. сохранность крупной частной собственности, находящейся в удаленных территориях, а также личную безопасность самих собственников. Тем более, что дети и родственники большинства крупных чиновников и генералитета заняты в сфере бизнеса. Вместе с тем, военно-полицейская система постепенно начинает обеспечивать и конституционные права большинства граждан страны.

3. Религиозные организации вновь получили легитимность и государственную поддержку, и даже некоторые из них претендуют на идеологическое доминирование в общественной жизни. Активное вхождение церковно-религиозных организаций в личную, общественную и государственную жизнь объясняется потребностью некоторой части населения в их услугах. Как отмечают обществоведы, рост религиозных настроений связан с ценностно-нормативной аномией, которая произошла в 90-е годы после быстрого краха советской идеологии, но постепенно общество трезвеет, взрослеет и начинает всё более рационально относиться к религиозной вере и к посреднической роли церковных организаций.

4. В сфере науки, образования и культуры восстановлены принципы демократизма и свободомыслия. Учёные освободились от «принципа партийности» и мировоззренческого догматизма. Имеющаяся свобода слова и печати выражает реальную демократическую направленность развития российского общества.

5. В частной сфере начинают преобладать эгоистичные, лично-семейные интересы . К сожалению, пока это ведёт к распространению местничества, семейственности, высокой коррумпированности государственного и муниципального управления, но постепенно эта тенденция будет ограничиваться контролем со стороны гражданского общества и более эффективной деятельностью правоохранительных структур. Приоритет частного над общим начинает осознаваться многими россиянами в качестве вполне разумного убеждения.

Вместе со многими другими учёными я утверждаю, что первичность частного интереса заложена в самой человеческой природе, и от этого природного эгоизма мы не можем избавиться. Нам остаётся его трансформировать, сублимировать, согласовывать с общественными потребностями и интересами других лиц, чтобы идти от частного к общему благу. Поэтому прежние попытки искоренить «частно-собственнические инстинкты», были обречены на неудачу, так как это был бунт против природы.

6. По моим социологическим опросам жителей г. Пензы и Пензенской области, проведённым в сентябре-октябре 2016 года (350 человек), — 95% опрошенных считают, что коммунизм не наступит, потому что это утопия. Недавние выборы в Государственную Думу так же подтверждают эту тенденцию. У коммунистов только 13% голосов.

Итак, «красные» проиграли, а «белые» вновь на коне. Такая политологическая трактовка сегодняшней ситуации звучит остро, может быть, не очень политкорректно, но факты и логика приводят именно к такому выводу. По моему мнению, в конце ХХ века в России началась буржуазно-демократическая революция, которая продолжается до сих пор. Поэтому о нынешнем времени мы и говорим как о переходной эпохе.

Правящий класс благоразумно опасается открыто признать состоявшийся «белый реванш», чтобы не обижать старшие поколения и не обострять классовые противоречия; поэтому через СМИ активно внедряется так называемый проект «СССР-2», чтобы удовлетворить ностальгические чувства постсоветских поколений, сохранить социокультурную преемственность, ментальное единство истории. Такая искусственная реставрация советского прошлого лишь замедляет модернизацию страны, но такова тактика правящего класса, который обладает полнотой информации о происходящем и очень заинтересован в сохранении нового порядка, поэтому готов на самые разные уступки, уловки и манипуляции, чтобы не допустить великих потрясений.

Продолжение следует…
Источник фото: http://eugenyshultz.livejournal.com

Похожие статьи