Нужны не проверки, нужна поддержка
Журналист
Журналист
Павел Романов

30 июля возле села Сосновка Бессоновского района потерпел крушение планер АС-4, принадлежавший ОАО «Авиастроитель». Погиб летчик-испытатель с многолетним опытом полетов Валерий Самушкин. Это уже второе серьезное происшествие с самолетами малой авиации в нашей губернии за последний месяц.

Планер АС-4

Падают и «Боинги», и «Тушки», и все остальные самолеты тоже, что уж тут говорить о каких-то планерах? Другое дело, что после падения лайнера обычно запрещают полеты этих типов самолетов до выяснения причин происшествия. Но, похоже, только не в малой авиации. Отчет о причинах данной аварии еще не готов, но уже раздаются голоса о полном запрете полетов малой авиации. Так оно проще, и для чиновников спокойнее…

Были дни веселые…


Так уж получилось, что свое детство я провел буквально в ста метрах от пензенского аэропорта. Вот где тогда была настоящая жизнь! Самолеты взлетали и улетали каждые пятнадцать минут. Количеству пассажиров мог бы позавидовать даже железнодорожный вокзал Пенза-1 (только в 1989 году услугами «Аэрофлота» в пензенском аэропорту воспользовались почти 300 тысяч человек). И под этот рев моторов я засыпал и просыпался. Потом, когда самолеты исчезли (а руку к этому приложил и отец бывшего замгубернатора Александра Пашкова Владимир Иванович, он же в то время начальник объединенного авиаотряда), стало даже чего-то не хватать.

Естественно, и родственники там у меня работали, поэтому на территории авиаотряда я бывал очень часто. Особенно запомнились стройные ряды «кукурузников». Их было минимум несколько десятков. Одни совершали полеты по внутриобластным маршрутам. Другие летали в Самару, Саратов, Мордовию и другие соседние регионы. Третьим отводилась роль борцов с сорняками и другими вредителями сельхозугодий. В общем, жизнь не стояла на месте. Даже на АН-2 летать было очень даже престижно. Куда уж там среднестатистическому инженеру с его зарплатой.

В лихие девяностые от этого авиапарка не осталось ровным счетом ничего. Если посмотреть статистику, то выяснится, что практически все самолеты, относившееся к пензенскому авиапредприятию, были либо проданы, либо порезаны на металлолом. Такой же, кстати, эксцесс ждал и взлетно-посадочную полосу, которую новые хозяева (а менялись они, как перчатки) раздербанили по полной программе. И от малой авиации, увы, тоже ничего не осталось. Территорию возле «посадки»отдали под огороды, и гонять на машине по опустевшей "бетонке" было одно удовольствие.

Почему она стала опасной?


Но вернемся к основной теме. Если раньше, с «кукурузниками», происшествий было ничтожное количество, то сейчас их число вызывает определенную тревогу. Проблема заключается в том, что сегодня малая авиация существует вроде как сама по себе. Никто ее практически не контролирует. Кроме разве лишь транспортной прокуратуры. Но и она работает, что говорится, по факту. А навыки у пилотов зачастую такие же, как и у начинающих владельцев мотоциклов.

Если почитать инструкцию по эксплуатации планера АС-4-115, то в принципе ничего сложного там нет. Все, как говорится, максимально разжевано. Но это для штатной ситуации. А если вдруг случится что-то непредвиденное? Так ведь и произошло в небе над Бессоновкой. У профессионального пилота, как говорят очевидцы, крылья самолета неожиданно сложились, после чего планер ушел в штопор. И даже обязательный для летчиков парашют, видимо, не помог.

9 июля этого года одна из пензенских компаний организовала экскурсию в Сосновку, где находится старый советский аэродром ДОСААФ. Правда, аэродром сильно запущенный. На видео взлета планера видно, что он постоянно подпрыгивает на стыках проросших травой плит. Всем желающим всего за сто рублей обещали незабываемые впечатления от полета с опытным инструктором. При этом говорилось, что он будет абсолютно безопасным. Я бы, конечно, так не зарекался.

АС-4 в принципе действительно надежная машина. Ее неоднократно хвалили на различных российских презентациях. Видел я этот планер во время одного из бизнес-форумов. И стоит относительно недорого - меньше 20 тысяч евро. Вот его технические характеристики: Размах крыла - 12,65 метра, длина - 5,48 метра, высота - 1,15 метра, вес - около 115 килограммов.

26 июня возле села Октябрьское Неверкинского района разбился легкомоторный самолет «Бекас». Вечером при заходе на посадку он задел высоковольтную линию и рухнул на землю. Пилот не выжил. Владельцы - ООО «Агротранс» - утверждали, что он выполнял сельскохозяйственные работы. Но вот, что интересно. «Бекас» для этих целей совершенно не предназначен. Его создатели позиционируют этот легкомоторный самолет, как прогулочный или спасательный. И опять-таки самолет вполне надежный. Другое дело, что не надежен человеческий фактор.

Человеческий фактор


К началу 2000-х малая авиация осталась лишь в тех регионах, где без нее просто невозможно обойтись. Например, в условиях крайнего севера, где нормальных дорог до сих пор днем с огнем не сыщешь. В Пензенской области она стала прерогативой частных лиц. Да и то зачастую не пензенских - тамбовских, самарских, рязанских.

В августе 2012 года самолет С-2 «Синтал»потерпел крушение в Каменском районе недалеко от турбазы «Белая гора». Пилот этого двухместного самолета делал ознакомительный полет для одной из туристок. Удовольствие не из дешевых. Но жизнь все же дороже. Случайные свидетели запечатлели трагедию на камеру мобильного телефона. Видно, как самолет сначала спокойно летит по кругу, а потом камнем срывается вниз. По словам специалистов, С-2 «Синтал» (также, как и упомянутый выше «Бекас») имеет существенные недостатки в конструкции, которые при аварии не оставляют пилотам практически ни единого шанса:

«При остановке двигателя пилот рефлекторно идёт на снижение, и когда наступает момент этапа выравнивания получается так, что самолёт не слушается руля высоты - и почти с той же вертикальной скоростью самолёт сталкивается с землёй». Пассажир еще может выжить, а вот пилот вряд ли. И опять-таки доказательством этого служит печальная статистика.

14 мая в 2014 возле села Радищево Кузнецкого района снова упал тот самый «Бекас». В очередной раз причиной его падения стал провод высоковольтной линии. Пилоту повезло. Небольшая высота падения спасла ему жизнь: он отделался лишь ушибами и порезами.
А вот спустя три месяца в районе села Титово Пачелмского района снова разбился легкомоторный самолет. На этот раз все, увы, закончилось трагедией. Произошла она в половине восьмого вечера. По официальным данным, погибший пилот выполнял обработку сельскохозяйственных полей. Правда, почему их нужно обрабатыаать именно вечером, история умалчивает.

Решение внутри проблемы


Как ни парадоксально (ну а что в нашей жизни не парадокс?) решение проблемы человеческого фактора находится в самом человеческом факторе. Вспомним февральское интервью нашему изданию генерального директора пензенского предприятия ООО «Авиастроитель» (единственного в России места, где до сих пор разрабатывают и строят планеры серии «АС») Николая Тугушева.

«Считаю производство планеров делом важнейшим не только со спортивной составляющей. Это нужно и для подготовки линейных пилотов. У нас с некоторых пор планерная подготовка пилотов стала необязательной. И зря. Пилоты ведущих авиакомпаний минимум раз в год ее проходят. Это прививает хорошие навыки. На планере, в отличие от самолета, нет возможности ухода на второй круг. Необходимо подбирать глиссаду и рассчитывать посадочный режим так, чтобы сесть с первого раза. В России был случай, когда во время полета на Ту-154 произошла полная потеря электропитания, приведшая к отключению бортовых навигационных систем. И именно планерная подготовка помогла пилоту посадить самолет. Жизни членов экипажа и пассажиров были сохранены»

Об этом не лишне было бы помнить людям, облеченным полномочиями закрыть небо для малой авиации. Другое дело, что контроль за безопасностью полетов (в особенности коммерческо-развлекательных) должен быть самым жестким - работать в этом направлении необходимо. Важен не контроль, важна поддержка!

Источник фото: ГУ МЧС России по Пензенской обл.


Похожие статьи