Насколько качественно обучение в пензенских вузах?
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

Об эффективности вузов и качестве их выпускников было говорено немало. Время от времени предпринимаются определенные карательные меры в виде лишения или приостановки действия лицензий и аккредитаций целых вузов и ряда программ, но исправлению ситуации внешне это не сильно способствует.


Текущее лето отметилось не самыми приятными событиями для двух вузов, осуществляющих свою деятельность в Пензе. Впрочем, относительно деятельности пензенского филиала Российского государственного социального университета можно говорить уже в прошедшем времени. Поскольку на одном из заседаний ученого совета головного вуза в российской столице недавно принималось решение об оптимизации филиальной сети. В итоге под оптимизацию, т.е., ликвидацию, попали девять филиалов, в том числе и пензенский.

По словам его директора Анны Коробенковой, здесь не проводился набор новых студентов на протяжении двух последних лет. То есть, получается, что к данной процедуре филиал фактически готовили заранее. О причинах Анна Владимировна нам не поведала. Но, по некоторым данным, поводом для принятия подобного решения стало то, что во всех оптимизированных филиалах недобирали необходимого количества студентов.

Кто знает, сколько студентов в Пензе требовалось Москве? Но, судя по данным, пока еще остающимся доступными на официальном сайте пензенского филиала РГСУ, предельная численность контингента обучающихся, приведенная к очной форме обучения, была установлена в 152 человека.

О том, что Пензенская государственная сельскохозяйственная академия попала в список неэффективных российских вузов, говорилось несколько лет назад. Елена Столярова, в ту пору заместитель председателя областного правительства, разъясняя ситуацию, говорила о том, что федеральный Минобр предложил либо ликвидировать сельхозакадемию, либо сделать ее филиалом вуза того же профиля какого-либо из соседних регионов. Отстоять ПГСХА на благо сельскохозяйственной отрасли, считающейся одной из ведущих в регионе, удалось. Но те или иные напасти с академией нет-нет, да происходят.

С 11 июля Рособрнадзор, например, приостановил действие государственной аккредитации программ ПГСХА по группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление». Это касается и бакалавриата, и специалитета, и магистратуры. Причина - выявленные в результате проверки «нарушения требований законодательства об образовании и несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам».

Оптимизма в академии, впрочем, не теряют. Мол, есть время на исправление выявленных несоответствий. Да и вообще, ни студентам, ни абитуриентам бояться нечего. И сейчас осуществляется прием на эту специальность. Обучать можно и дальше, но нельзя выдавать дипломы гособразца. Не беда. Вон в Ульяновске тоже была приостановлена аккредитация, но на момент защиты выпускных работ. И что – выдавались тамошним выпускникам дипломы государственного образца от пензенской сельхозакадемии. Как-то так.

Оценивать качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях можно по разным критериям. В том числе и не стоит пренебрегать мнением работодателей. А согласно результатам опроса, проведенного недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 58 процентов российских работодателей считают, что качество подготовки выпускников отечественных вузов соответствует среднему уровню, еще 28 – низкому. Приходится ли удивляться, если при всех несоответствиях содержания и качества подготовки диплом получить как-то можно?

На факт недовольства работодателей качеством выпускников вузов, да и учреждений профобразования низшего звена тоже, обращал внимание на заседании высшего экономического совета при губернаторе министр образования Пензенской области Александр Воронков. При этом он подчеркнул, что система профобразования не может в одиночку довести подготовку кадров до уровня, требуемого работодателями.

Как отмечал Александр Геннадьевич, повышение качества подготовки выпускников требует серьезного повышения квалификации прежде всего преподавателей спецдисциплин, а также включения в образовательный процесс представителей реального сектора экономики. И то верно, пожалуй.

Источник фото:pixabay.com

Похожие статьи