На сколько оценили туристическую привлекательность Пензенской области
Сергей Зимин
Сергей Зимин
О богатстве туристического потенциала Пензенской области, улучшении инфраструктуры и появлении на территории региона новых маршрутов доводилось слышать неоднократно. Как и о том, что поток различного пошиба туристов на пензенские земли неуклонно растет. Но насколько в действительности Пензенская область является туристически привлекательной?

333333.jpg

Пару лет назад один из чиновников областного правительства безапелляционно утверждал, что туристическая привлекательность нашего региона не может ни у кого вызывать сомнений. В качестве аргумента он призывал посмотреть на улицы Пензы, на которых можно увидеть множество автомобилей с номерами соседних регионов. При этом, видимо, забывая о том, что зарегистрировать автомобиль в соседнем регионе и получить его номер может и любой житель Пензенской области.

А вот у экспертов и специалистов центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнала «Отдых в России» имеются свои показатели и аргументы для определения туристической привлекательности регионов. И, судя по всему, высокая степень такой привлекательности Пензенской области у них вызывает сомнения. По крайней мере, если ориентироваться на данные составленного этими экспертами и специалистами национального туристического рейтинга в 2016-м году. Исследование было посвящено определению туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

1.png4.png
7.png
0.png

Данный рейтинг любопытен тем, что для установления наиболее объективной картины туристической популярности субъектов составителями были направлены официальные запросы главам всех регионов с просьбой предоставить данные по 61-му показателю, которые характеризуют ситуацию в отрасли. В частности, оценивались уровень развития гостиничного бизнеса, значимость туристической отрасли в экономике региона, туристская уникальность, и т.п. В определенной степени получается, что чиновники фактически должны были оценить реальную ситуацию с отраслью в регионе, а не то, что говорится для публики.

Составители рейтинга отдают должное профильным ведомствам регионов, приславшим заполненные таблицы. Хотя при этом выяснилось, что не все ведут учет таких важных и необходимых для работы показателей как, например, объем налоговых поступлений в бюджет от предприятий туристской сферы. А многие не смогли назвать даже примерное количество предприятий общественного питания, работающих на их территории. И самым трудным для ответа оказался вопрос о количестве заправочных станций и автосервисных центров.

В первую группу рейтинга (с 1-го по 21-е места) вошли наиболее развитые и привлекательные в сфере туризма регионы. Вторая группа — так называемые середняки (с 22-го по 61-е). И, наконец, третья группа, наиболее слаборазвитая (с 62-го по 85-е).

По данным рейтинга Пензенская область возглавила список отстающих, расположившись на 62-й позиции. Составителями регионы третьей группы характеризуются как экономически слабые, для которых характерны низкие доходы туристской сферы и неразвитая инфраструктура. Любопытно, что год назад при составлении аналогичного рейтинга наша область, обосновавшаяся на 63-м месте, вошла в группы середняков.

Собственно говоря, и ныне она одной ногой находится во второй группе, недобрав до полноправного там пребывания лишь 0,1 балла. Но по ряду показателей Пензенская область уступает регионам, расположенным по рейтингу ниже. Например, Курской области по турпотоку иностранцев. Или Брянской области по проценту занятых в отрасли от общего количества жителей, на основе чего делается вывод о значимости туризма в экономике региона.

Получается так, что прилагаемые в Пензенской области усилия для развития туризма пока приносят незначительные плоды. При всем достаточно богатом потенциале — природном, культурно-историческом, выгодном географическом положении. Потенциал позволяет развивать в области многие виды туризма — рекреационный, культурно-познавательный, лечебно-восстановительный, экологический, и т.д. А меж тем, показать Пензенскому региону есть, что. Старинные усадьбы, заповедники, святые источники и многое много другое…

Как полагают некоторые специалисты, имеющие представление об особенностях отрасли в нашем регионе, одна из основных проблем в развитии заключается в том, что местный бизнес зачастую не может подходить к решению туристического вопроса креативно, в том числе и из-за того, что не ощущает поддержки сверху. А рецепт прост. Как говорил один из известных пензенских предпринимателей, Константин Волков, при обладании отличным туристическим потенциалом надо не бояться нестандартных решений и строить дело так, чтобы оно было интересно и востребовано в любое время года.

Похожие статьи