Лихие девяностые. рок вышел из подполья
Журналист
Журналист
Игорь Костров

Редакция портала «Пенза-Онлайн» продолжает серию публикаций под рубрикой «Лихие девяностые»



А еще на лихие девяностые пришелся бум рок-фестивалей. Рок-музыка как-то одновременно по всей стране вышла из подполья. Мы не переставали удивляться: и как она ранее в этом подполье умещалась? Казалось, что ее настолько много — слушателей не хватит! Однако слушатель всегда находился.

ПЕРВАЯ «БОМБА»


Не осталась в стороне и Пенза. Уже в 1991-м у нас высадился десант Всесоюзного (!) тогда еще фестиваля «Рок чистой воды». На стадионе «Темп» собралась любопытная и разношерстная публика. Шутка ли — в одном концерте играли такие группы как «ЧайФ», «НОМ», француз-иностранец Майк Рэмбау и… «АукцЫон»! Никто из них до этого в Пензе не был. А французский рокер, как мне кажется, и тогда не понимал, в какой точке России он находится.

Все, кто имел честь присутствовать на том мероприятии, не дадут соврать — это был по тем временам настоящий прорыв. И пусть на «Темпе» было так холодно, что коньки можно было отбросить, не надевая… Зато зал ревел, металлюги гремели цепями, а над катком, наскоро закрытым досками, реяла атрибутика всевозможных известных и малоизвестных команд. Звук, кстати, был паршивый, что надо!

Запомнилось, что как только на сцену вышел лидер свердловской группы «ЧайФ» Владимир Шахрин, на последней трибуне кто-то вскочил, заорав на весь стадион: «Макаревич, «Поворот» давай!» Шутку не оценили, а возмутитель спокойствия был быстро свинчен блюстителями порядка. Приятель сказал мне на ухо: «У Андрюхи с Шахриным старые счеты». Я, якобы всецело разделяющий позицию провокатора, одобрительно кивнул.

Шахрин тут же разрядил обстановку, затянув вместе с залом свое «Ой-ё-о-о!»

Честно говоря, ни Майк Рэмбау, ни «НОМ» особо не запомнились. Были и какие-то другие группы. Основная же часть публики пришла послушать «АукцЫон» с замысловатыми текстами Леонида Федорова, увидеть вживую Олега Гаркушу и Владимира Веселкина — самых известных рок-шоуменов того времени. К тому же только что у группы вышел нашумевший альбом «Жопа», на грампластинках «Мелодии» по соображениям цензуры стыдливо переименованный в «Дупло».

«АукцЫону» дали спеть ровно две с половиной песни. Затем звук вырубили, вышел какой-то мужик, сказал, что время вышло, и всем пора расходиться по домам.

Народ для порядка некоторое время еще пошумел, но без драк и скандалов покинул территорию стадиона.
Да, и еще. Потом на тусовке у кафе «Старый вал», которое располагалось в подвале Первомайского отделения милиции, активно обсуждался случай, как один пензенский неформал убедил Гаркушу, чтобы тот подарил ему кожаные штаны. Неформала звали Остап (на самом деле — Александр). Он потом лет пять, не снимая, носил эти штаны. Остап, надеюсь, с тобой все в порядке? Штаны целы?

НАШ ОТВЕТ СТОЛИЦЕ


Тот фестиваль «заразил» пензенских рокеров на проведение подобных мероприятий местного масштаба — то есть полностью своими силами и средствами. Часто организаторами рок-концертов становились бывшие комсомольские активисты. И неудивительно. Все-таки научил комсомол кое-чему. Быть лидерами, уметь управлять толпой и т.д. Жаль, не всех научил. А хотя, может, и к лучшему.
Ныне покойный Миша Ивашин устроил один из памятных рок-фестивалей начала девяностых во Дворце культуры «Южный» (сейчас торговый центр на ул. Свердлова).

Никакого названия фестиваль, кажется, не носил. Впрочем, если что, всегда можно одернуть меня в комментариях. Выступало четыре группы: «П` акт», «Фунеральные фловера», «Коммунальное хозяйство» и «Кенгуру». Последняя, кстати, и ныне живет и здравствует, периодически давая концерты в Москве и окрестностях.

Аншлаг был. Зал ревел. Портвейн лился. Люди так искренне радовались, что многих даже тошнило прямо в зале. Ничем не хуже, а во многом даже лучше «Рока чистой воды». Тем более, мы все этих панков и рокеров в лицо знали и за руку здоровались. Это сейчас они предприниматели, дизайнеры, художники… Впрочем, часть из них, увы, навсегда так и остались в девяностых.
Тот фестиваль был даже описан в паре пензенских газет. И, конечно во всем местном самиздате. Да-да, в девяностые в Пензе процветал и самиздат (тема отдельного материала).

Потом фестивали понеслись наперегонки. Не успевали мы скопить деньги на «Пламя Парижа», надо был готовиться к «МоРоке», а затем уже и к «Пламени Парижа-2» и к фестивалю «Раскачивая Восток». Каких только названий не было…
Это уже позже возник джаз-рок-клуб «Хокенс», который пытался придать пензенскому рок-движению некую упорядоченность, ежегодно проводя свой «Пригородный поезд».

Параллельно шли сейшены в разных клубах и на полуподпольных площадках. Популярными были концерты в Доме Учителя на ул. Володарского, в клубе «Радуга», расположенном в одном из корпусов Пензенского политехнического института (ныне — ПГУ), в рок-клубе «Аэроплан» (здание кинотеатра «Москва»), кинотеатре «Искра».

Да что я все один перечисляю? Думаю, среди читателей портала «Пенза-Онлайн» немало свидетелей тех безумств. Предлагаю желающим отдать дань тому времени, отметившись в комментариях.

P.S. Автором следующей истории из лихих девяностых может стать любой из вас. Пишите на электронный адрес редакции — onlinepenza@gmail.com

Источник фото: rock-shckola.ru


Похожие статьи