Куда привезёт «Вагон знаний»?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
В Пензе ищут новые формы школьного образовательного процесса. В Самаре хотят повысить рентабельность железнодорожных перевозок. Везде желают развивать внутренний туризм. Эти разные, казалось бы, задачи неожиданно находят общее решение.


Новый метод

Поиск новых форм учебных занятий сегодня является насущной задачей. Образование — сфера достаточно консервативная и инертная, поэтому не всегда успевает за изменяющимися реалиями. Детей, окруженных передовыми технологиями, все сложней увлечь раскрашиванием контурных карт цветными карандашами.

Примером оригинального решения такого рода стал проект «Вагон знаний». В его рамках школьники получили возможность осуществлять экскурсии в соседние крупные города. Образовательное ноу-хау стало результатом совместной работы представителей железнодорожного транспорта, региональных органов власти нескольких субъектов Федерации, объединения туроператоров и других структур.

Темпы развития проекта оказались неожиданными даже для самих организаторов. Стартовав полгода назад, в конце 2016 года, «Вагон знаний» успел отправить в экскурсионные поездки несколько тысяч учащихся. Около семисот из их числа это самарские школьники, посетившие Пензенскую область, и более двух тысяч — молодые пензенцы, познакомившиеся с Самарой.

16 мая участники проекта из нескольких областей и республик собрались в Самаре на форуме «Образовательно–туристский межрегиональный проект «Вагон знаний». Успешный старт. Новые перспективы», чтобы подвести итоги сделанной работы и обозначить пути дальнейшего развития.

Успех пензенского ноу-хау

Любопытно, что «Вагон знаний» появился как необходимая мера по повышению рентабельности железнодорожных пассажирских перевозок. В последние годы РЖД сосредоточились на развитии дневного экспресс-сообщения между крупными городами как альтернативе «классическим» ночным перевозкам. Это стало ответом на конкурентные вызовы со стороны авиации и автомобильного транспорта.

Несмотря на большое число положительных отзывов, заполняемость поездов нового формата необходимо было повышать, и сделать это решено в сотрудничестве с туристическим бизнесом.

Первоначально объединение туроператоров совместно с РЖД выступило с предложением туров на дневном экспрессе «Пенза-Самара», который бы перевозил детей до места проведения экскурсий.

В ответ Министерство образования Пензенской области развило эту идею до концепции проведения выездных учебных занятий. Время нахождения в пути (около четырех с половиной часов в каждую сторону) объединялось с культурно-образовательным процессом.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах заложено, что интегрированные уроки могут проводиться вне стен школы с использованием культурных, производственных, спортивных или природных объектов. В связи с этим Институту регионального развития было поручено разработать тематические уроки, соответствующие маршруту поезда.

В результате поездка была превращена в полноценный выездной урок. Экономическая география, культура, история, литература — содержание программы может быть самым разным, в зависимости от маршрута.

 

Пензенская делегация на форуме в Самаре

Пензенское ноу-хау было взято на вооружение, и в проект включились Башкортостан и Ульяновск. На форуме в Самаре было объявлено, что в сентябре 2017 года «Вагон знаний» доедет до Саратова и Саранска, а в 2018 году — до Оренбурга.

Таким образом, проект стал комплексным решением сразу нескольких задач, как государственных, так и предпринимательских:

  •  Повышение пассажиропотока на конкретных маршрутах. В дни экскурсий к тому же пензенско-самарскому экспрессу иногда приходится подцеплять дополнительные вагоны.

  •  Модернизация образовательного процесса. Поездка, сопровождаемая учебными фильмами, рассказами о достопримечательностях маршрута, работой аниматоров, творческими заданиями, делает процесс получения знаний для детей гораздо более привлекательным.

  •  Развитие внутреннего туризма. Речь не только о повышении доходов местных туроператоров. Организаторы стараются строить экскурсии таким образом, чтобы заинтересовать детей посещением других туристических объектов региона в будущем.

Общее признание

Нельзя не отметить, что очень много добрых слов на форуме было сказано в адрес Министра образования Пензенской области Александра Воронкова. Представители РЖД высоко оценили организаторский энтузиазм пензенского руководителя. Представители туроператоров нашего города в кулуарах говорили, что проект «выстрелил» во многом благодаря тому, что министр искренне «загорелся» этой идеей. А очарованная представительница одной из делегаций даже выразила желание поцеловать Александра Геннадьевича в знак признания его заслуг. 


Министр Александр Воронков в центре внимания

Также была отмечена работа нашей землячки, руководителя группы «Менеджер-поезд» Светланы Ка́душкиной, на которую легла большая часть непосредственной работы по организации экскурсионных поездок.

Есть над чем работать

На пути «Вагона знаний» возникали и определенные препятствия. Так, Александр Воронков в своем выступлении на форуме отметил, что ограничение на перевозку детей на большие расстояния без ночевки рискует «отрезать» от проекта детей из населенных пунктов, расположенных вдали от железнодорожных станций — сегодня такое критическое расстояние составляет 100 км. Министр обратился к руководителю регионального совета Российского союза туриндустрии и члену координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Ольге Санаевой с предложением пролоббировать смягчение этой нормы. На что Ольга Анатольевна заметила, что некоторое время назад уже удалось добиться увеличения «плеча» с 50 до 100 километров, и что на это потребовалось очень много усилий.

Но есть вопросы и сугубо регионального масштаба. Один из них мы задали министру образования Пензенской области.

— Александр Геннадьевич, мы говорим о том, что идея поездок-уроков родилась в Пензе. Но сейчас мы, фактически являемся одним из лепестков, распустившихся вокруг Самары, которая связана и с нами, и с Уфой, и с Ульяновском. Получит ли проект развитие применительно к самой Пензе?

— Это естественный путь развития. Самара является административным центром Куйбышевской железной дороги, оттуда шла инициатива запуска дневного экспресса. По мере развития такого формата железнодорожного сообщения мы планируем связать Пензу и с Саратовом, и с Мордовией. У Пензы есть все предпосылки также стать одним из центральных узлов этого проекта. 


Вокруг Самары распускаются новые лепестки. Ждёт ли то же самое Пензу?

Есть и вопросы, связанные с содержательной частью экскурсий. Расписание поездов выстроено таким образом, что пензенские школьники оказываются в Самаре одним днем: утром прибытие, вечером отъезд. Несколько часов в другом городе могут быть наполнены, помимо обзорной экскурсии, посещением Музея космонавтики, бункера Сталина или природного национального парка «Самарская Лука».

Самарские же гости Пензы, прибыв вечером, остаются у нас на ночь, целый день посвящают экскурсиям и только на следующее утро уезжают домой. Встает вопрос о наполнении пензенской экскурсионной программы. Парадоксальным образом, на руку нам здесь играет территориальная рассредоточенность объектов туризма. Область может предложить своим гостям Тарханы, Никольский музей стекла и пещеры Наровчата...

Среди объектов туризма называются также музей Ключевского, картинная галерея имени К.А.Савицкого, в области — музей Радищева. Однако напрашивается предположение, что среднестатистического школьника космический музей и бункер Сталина интригуют гораздо больше, чем фигуры Ключевского и Радищева. Плюс к тому, состояние, например, музея-усадьбы последнего оставляет желать лучшего и может вызвать у туристов скорее разочарование.

Но в Пензе есть и объекты потенциально гораздо более интересные для молодежи объекты. Это выставка военной техники под открытым небом, расположенная рядом с Мемориальным комплексом памяти пензенцев, погибших в ходе боевых действий в Афганистане. Это скульптурный парк и сад камней на «Чистых прудах» (кстати, именно там обычно размещаются школьники из Самары, что, надо признать, очень интересное решение). Это набережная города спутника с ее фонтанной площадью. Это площадь между новым зданием Филармонии и ККЗ «Пенза».

Встает вопрос о том, что Пензе необходимо продвигать на межрегиональном рынке именно эти объекты. Необходимо не только создание новых туристических объектов, но и комплексная информационная поддержка существующих объектов. А с пиаром у нас, как мы уже говорили, имеются определенные проблемы. Поэтому хочется надеяться, что «Вагон знаний» стал стимулом к развитию туристически-привлекательного образа Пензы, а не индикатором ее слабости в этом направлении. 

Источник фото: фото автора

Похожие статьи