Куда привезёт «Вагон знаний»?



Новый метод
Поиск новых форм учебных занятий сегодня является насущной задачей. Образование — сфера достаточно консервативная и инертная, поэтому не всегда успевает за изменяющимися реалиями. Детей, окруженных передовыми технологиями, все сложней увлечь раскрашиванием контурных карт цветными карандашами.
Примером оригинального решения такого рода стал проект «Вагон знаний». В его рамках школьники получили возможность осуществлять экскурсии в соседние крупные города. Образовательное ноу-хау стало результатом совместной работы представителей железнодорожного транспорта, региональных органов власти нескольких субъектов Федерации, объединения туроператоров и других структур.
Темпы развития проекта оказались неожиданными даже для самих организаторов. Стартовав полгода назад, в конце 2016 года, «Вагон знаний» успел отправить в экскурсионные поездки несколько тысяч учащихся. Около семисот из их числа это самарские школьники, посетившие Пензенскую область, и более двух тысяч — молодые пензенцы, познакомившиеся с Самарой.
16 мая участники проекта из нескольких областей и республик собрались в Самаре на форуме «Образовательно–туристский межрегиональный проект «Вагон знаний». Успешный старт. Новые перспективы», чтобы подвести итоги сделанной работы и обозначить пути дальнейшего развития.
Успех пензенского ноу-хау
Любопытно, что «Вагон знаний» появился как необходимая мера по повышению рентабельности железнодорожных пассажирских перевозок. В последние годы РЖД сосредоточились на развитии дневного экспресс-сообщения между крупными городами как альтернативе «классическим» ночным перевозкам. Это стало ответом на конкурентные вызовы со стороны авиации и автомобильного транспорта.
Несмотря на большое число положительных отзывов, заполняемость поездов нового формата необходимо было повышать, и сделать это решено в сотрудничестве с туристическим бизнесом.
Первоначально объединение туроператоров совместно с РЖД выступило с предложением туров на дневном экспрессе «Пенза-Самара», который бы перевозил детей до места проведения экскурсий.
В ответ Министерство образования Пензенской области развило эту идею до концепции проведения выездных учебных занятий. Время нахождения в пути (около четырех с половиной часов в каждую сторону) объединялось с культурно-образовательным процессом.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах заложено, что интегрированные уроки могут проводиться вне стен школы с использованием культурных, производственных, спортивных или природных объектов. В связи с этим Институту регионального развития было поручено разработать тематические уроки, соответствующие маршруту поезда.
В результате поездка была превращена в полноценный выездной урок. Экономическая география, культура, история, литература — содержание программы может быть самым разным, в зависимости от маршрута.
Пензенская делегация на форуме в Самаре
Пензенское ноу-хау было взято на вооружение, и в проект включились Башкортостан и Ульяновск. На форуме в Самаре было объявлено, что в сентябре 2017 года «Вагон знаний» доедет до Саратова и Саранска, а в 2018 году — до Оренбурга.
Таким образом, проект стал комплексным решением сразу нескольких задач, как государственных, так и предпринимательских:
-
Повышение пассажиропотока на конкретных маршрутах. В дни экскурсий к тому же пензенско-самарскому экспрессу иногда приходится подцеплять дополнительные вагоны.
-
Модернизация образовательного процесса. Поездка, сопровождаемая учебными фильмами, рассказами о достопримечательностях маршрута, работой аниматоров, творческими заданиями, делает процесс получения знаний для детей гораздо более привлекательным.
-
Развитие внутреннего туризма. Речь не только о повышении доходов местных туроператоров. Организаторы стараются строить экскурсии таким образом, чтобы заинтересовать детей посещением других туристических объектов региона в будущем.
Общее признание
Нельзя не отметить, что очень много добрых слов на форуме было сказано в адрес Министра образования Пензенской области Александра Воронкова. Представители РЖД высоко оценили организаторский энтузиазм пензенского руководителя. Представители туроператоров нашего города в кулуарах говорили, что проект «выстрелил» во многом благодаря тому, что министр искренне «загорелся» этой идеей. А очарованная представительница одной из делегаций даже выразила желание поцеловать Александра Геннадьевича в знак признания его заслуг.
Министр Александр Воронков в центре внимания
Также была отмечена работа нашей землячки, руководителя группы «Менеджер-поезд» Светланы Ка́душкиной, на которую легла большая часть непосредственной работы по организации экскурсионных поездок.
Есть над чем работать
На пути «Вагона знаний» возникали и определенные препятствия. Так, Александр Воронков в своем выступлении на форуме отметил, что ограничение на перевозку детей на большие расстояния без ночевки рискует «отрезать» от проекта детей из населенных пунктов, расположенных вдали от железнодорожных станций — сегодня такое критическое расстояние составляет 100 км. Министр обратился к руководителю регионального совета Российского союза туриндустрии и члену координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Ольге Санаевой с предложением пролоббировать смягчение этой нормы. На что Ольга Анатольевна заметила, что некоторое время назад уже удалось добиться увеличения «плеча» с 50 до 100 километров, и что на это потребовалось очень много усилий.
Но есть вопросы и сугубо регионального масштаба. Один из них мы задали министру образования Пензенской области.
— Александр Геннадьевич, мы говорим о том, что идея поездок-уроков родилась в Пензе. Но сейчас мы, фактически являемся одним из лепестков, распустившихся вокруг Самары, которая связана и с нами, и с Уфой, и с Ульяновском. Получит ли проект развитие применительно к самой Пензе?
— Это естественный путь развития. Самара является административным центром Куйбышевской железной дороги, оттуда шла инициатива запуска дневного экспресса. По мере развития такого формата железнодорожного сообщения мы планируем связать Пензу и с Саратовом, и с Мордовией. У Пензы есть все предпосылки также стать одним из центральных узлов этого проекта.
Вокруг Самары распускаются новые лепестки. Ждёт ли то же самое Пензу?
Есть и вопросы, связанные с содержательной частью экскурсий. Расписание поездов выстроено таким образом, что пензенские школьники оказываются в Самаре одним днем: утром прибытие, вечером отъезд. Несколько часов в другом городе могут быть наполнены, помимо обзорной экскурсии, посещением Музея космонавтики, бункера Сталина или природного национального парка «Самарская Лука».
Самарские же гости Пензы, прибыв вечером, остаются у нас на ночь, целый день посвящают экскурсиям и только на следующее утро уезжают домой. Встает вопрос о наполнении пензенской экскурсионной программы. Парадоксальным образом, на руку нам здесь играет территориальная рассредоточенность объектов туризма. Область может предложить своим гостям Тарханы, Никольский музей стекла и пещеры Наровчата...
Среди объектов туризма называются также музей Ключевского, картинная галерея имени К.А.Савицкого, в области — музей Радищева. Однако напрашивается предположение, что среднестатистического школьника космический музей и бункер Сталина интригуют гораздо больше, чем фигуры Ключевского и Радищева. Плюс к тому, состояние, например, музея-усадьбы последнего оставляет желать лучшего и может вызвать у туристов скорее разочарование.
Но в Пензе есть и объекты потенциально гораздо более интересные для молодежи объекты. Это выставка военной техники под открытым небом, расположенная рядом с Мемориальным комплексом памяти пензенцев, погибших в ходе боевых действий в Афганистане. Это скульптурный парк и сад камней на «Чистых прудах» (кстати, именно там обычно размещаются школьники из Самары, что, надо признать, очень интересное решение). Это набережная города спутника с ее фонтанной площадью. Это площадь между новым зданием Филармонии и ККЗ «Пенза».
Встает вопрос о том, что Пензе необходимо продвигать на межрегиональном рынке именно эти объекты. Необходимо не только создание новых туристических объектов, но и комплексная информационная поддержка существующих объектов. А с пиаром у нас, как мы уже говорили, имеются определенные проблемы. Поэтому хочется надеяться, что «Вагон знаний» стал стимулом к развитию туристически-привлекательного образа Пензы, а не индикатором ее слабости в этом направлении.
Источник фото: фото автора