26° ... 26°, ветер 3 м/с
66.78
73.98
 Краудфандинг в Пензе. Истории позитивного опыта
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 2015 года в России 7 июня отмечают День краудфандинга. Дата этого праздника была выбрана не случайно: в этот день в 2012 году официально начал работу один из первых российских краудфандинговых сервисов — сайт Planeta.ru. Напомним, что краудфандинг — народное финансирование, все желающие добровольно жертвуют или вкладывают свои деньги (в основном через Интернет), чтобы оказать финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. Активной части Пензы-2, про которую недавно мы рассказывали!

09.jpg

Далеко не всегда задуманное получается реализовать, в силу разных причин многие инициативы так и не получают развития — необходимая сумма не набирается. Однако захотелось собрать в одном материале примеры самых разных, но в целом удачных проектов, реализованных в Пензе за последнее время посредством народного финансирования.

ytT8b7W6xYQ.jpg

Анна Шустикова — документальный фотограф, научный журналист. Цель проекта — печать фотографий для персональной фотовыставки «МОМЕНТЫ».

— Так вышло, что с осени 2014 я почти год не брала в руки камеру. И очень хотелось начать снимать снова, но я чувствовала — нужен какой-то толчок. А что может быть лучше выставки? Особенно, если персональной выставки у тебя никогда раньше не было. Друзья сразу же помогли мне договориться с «Крыльями». Было начало августа и казалось, что через полтора месяца все будет готово к открытию.

Однако, когда я стала выбирать фотографии, планировать схему развески и способ печати, я поняла, что к сентябрю никак не управлюсь — слишком уж это дорогое удовольствие. Хотела даже отказаться от затеи, но мой молодой человек предложил попробовать краудфандинг. Тогда не верила, что у меня может получиться: до этого я уже участвовала в фотографической экспедиции, организаторы которой два года подряд пытались набрать деньги народным финансированием — и оба раза тщетно.

Но мне повезло: за пять недель я собрала 125% от требуемой суммы. Сразу оговорюсь, что успех моей компании не связан с тем, что я как-то по-особенному ее оформила или предложила хорошие подарки. Нет. Более того, проводи компанию еще раз, я все сделала бы иначе: например, включила бы больше нематериальных бонусов (персональные мастер-классы, портреты участников компании и т.п), длинное текстовое описание сократила, а рекламный видеоролик добавила бы, и, главное — активно рекламировала бы компанию (в тот раз о ней писали только я и друзья в социальных сетях). Тогда меня спасло то, что, во-первых, заявленная сумма была небольшой (23 тысячи), а во-вторых, кампания заканчивалась в день моего рождения, и некоторые друзья перечисляли деньги на печать выставки просто «в подарок».

Поэтому в начале ноября выставка успешно открылась, а на деньги, заработанные сверх плана, даже удалось устроить небольшой фуршет. Мне было очень радостно — открытие выставки это всегда праздник, а открытие персональной выставки похоже на день рождения. Правда, рождения меня фотографа в этот раз не случилось — прошло еще полгода, прежде чем я взялась за новый фотопроект. Но, кто знает, быть может, без этой выставки я так и не начала бы снимать снова. Тем более, что после успешной краудфандинговой компании я определенно чувствовала себя гораздо увереннее. Поэтому, как мне кажется, краудфандинг пробовать нужно, а для реализации некоторых творческих проектов без него просто не обойтись. Например, очень многие фотокниги (в том числе известных авторов — что и говорить о молодых) печатаются с помощью народного финансирования. Однако, когда требуется собрать большую сумму на серьезный проект, следует понимать, что подходить к нему так же беззаботно, как я к своей выставке, не стоит. Нужно заранее продумать, как вы будете его рекламировать. Договариваться с изданиями, пабликами, лидерами мнений в социальных сетях. А потом в течение всей компании продолжать искать варианты, общаться с акционерами, выдумывать новые бонусы. Говорят, это очень сложно. Но, кажется, оно того стоит!

Людмила Тимакова — руководитель творческого объединения «Пенза-хобби». Цель проекта — закупка необходимого оборудования для инклюзивной гончарной мастерской «Капля Солнца».

Когда мы решили открывать инклюзивную мастерскую, то естественно появился вопрос: где искать деньги. И проект на краудфандинговых платформах, как вариант, конечно пришел на ум сразу. У меня уже был опыт использования Планеты ру: первый раз мы пробовали открыться в Заречном, запускали кампанию, но тогда достаточно средств собрать не удалось, как мне теперь видится, потому что мы толком не знали, как это делать и как это работает.

Теперь мы уже готовились заранее: приготовили изделия, написали тексты, сняли очень неплохой видеоролик, отсняли фотографии, плюс у нас уже был небольшой событийный багаж того, что мы умеем делать, уже могли внятно рассказать, и показать, зачем и почему мы хотим организовать эту мастерскую. Мы оформили заявку и рискнули, поставив очень короткий срок для сбора средств — всего лишь месяц, ибо договор аренды мы уже подписали, а обычно сбор средств происходит гораздо дольше, у нас был один из самых быстрых проектов. Нам сказали, что если мы сделаем за первую неделю 25 % от сбора, то нас поможет пиарить сама Планета. Ру. И наш проект стартовал. Каждый из нас, наши друзья, волонтеры и даже незнакомые неравнодушные люди постоянно призывали на своих страницах в соцсетях заходить на сайт, чтобы помочь поднимать проект.

mDwo8iRhGoM.jpg

Ведь если ты завел проект, но на его страничке ничего не происходит — не появляются комментарии и не поступают деньги, то рейтинг проекта понижается, тема падает вниз на другую страницу, потом сложно опять все это поднять. А если там есть движение — комментарии, даже небольшие суммы, то проект видят жители всей России.

Кто-то просто заходил и жертвовал какие-то минимальные суммы — даже по рублю, но переводили каждые полчаса и как только проект оказывался на первой странице и привлекал внимание, то было все замечательно. По правилам проекта жертвователь может получать небольшие вознаграждения за переведенные суммы (в нашем случае — керамические изделия), но очень много было людей, которые не покупали эти «акции», а просто кидали деньги и желали удачи. Мы потом старались все равно всех найти и всех отблагодарить. Один даритель (девушка) перевела нам достаточно крупную сумму, причем в нужный момент, мы не добирали 50%, и не добери  их именно тогда — ничего бы нам, что называется, не светило. И тут в последний день поступает сумма в 17 с чем-то тысяч — ровно до копейки сколько не хватало. Она не признавалась очень долго, но мы вычислили ее и поблагодарили, правда, только на словах, передать подарок пока не получилось.

Как раз дело шло к официальному открытию, и мы перед открытием увидели, что собрали сто процентов и просто рыдали от счастья. А потом производитель печей (мы собирали на печь и некоторое оборудование) вдруг присылает мне скрин транспортной накладной, то есть понятно, что она уже в пути. Я подумала, как такое возможно, а они пишут, что решили, что раз мастерская уже открывается, то нам печь нужнее и поэтому накануне открытия уже отправили ее. Ребята поверили в нас и сказали, что деньги сможем отдать, когда соберем их посредством краудфандинга, и в январе, когда мы уже получили деньги с проекта — перевели деньги за печь.

Я очень благодарна всем, кто был причастен к нашему успеху, рада, что люди поверили в этот проект. Мастерская очень сильно изменила жизнь нескольких людей, она сейчас на подъеме. Мы, кстати, скоро собираемся запустить еще один краудфандинговый проект, потому что хотим увеличить территорию арендуемой площади, закупить гончарные круги, чтобы у нас работали другие ребята с ограниченными возможностями. Тема инклюзии по-прежнему очень актуальна, поэтому будем двигаться дальше и снова штурмовать «Планету».

Дарья Лайко, пресс-секретарь фестиваля Jazz may, сбор средств осуществляется ежегодно, в течении нескольких лет. Цель — всесторонняя поддержка фестиваля.

Первый раз краудфандинг на Jazz May мы попробовали организовать в 2014 году — фестиваль впервые проводился у новой филармонии и всем очень хотелось, чтобы живой газон расстелили и на этом месте. Тогда же командой была впервые использована краудфандинговая площадк — Boomstarter и собрана рекордная для краудфандинговой компании Jazz May сумма средств — что-то около 140 000 рублей. Мы взвесили усилия, потраченные на организацию краудфандинговой кампании, из красивой круглой цифры вычли комиссию площадки, налог, затраты на сувениры и ... решили в следующем году отказаться от общепризнанной краудфадинговой платформы в пользу дружественного фонда «Гражданский союз», авторизованного на многих сервисах благотворительных платежей.

3.jpg

Динамика такого сбора год от года немного уменьшается, но, похоже, что она коррелирует лишь с нашим информационным терроризмом в социальных сетях. Меньше информационная волна — меньше и сбор. Возможно, играет роль отсутствие конкретной цели сбора. Нас иногда упрекают в социальных сетях, что мы не сообщаем, на что конкретно пойдут деньги пользователей. Помня историю про газон, некоторые думают, что мы собираем на конкретную лавочку, навес от солнца или урны для мусора. Мы намеренно отказываемся от этого, на наш взгляд, лукавства.

Фестиваль — это большой организм, который существует целиком, а не из-за отдельных лавочек или навесов. Сбор нужно воспринимать, как общую помощь здоровью фестиваля, а не пластырь на порезанный палец. Фестиваль делается не за неделю. За два месяца до начала фестиваля, когда мы обычно открываем сбор, уже запущены основные процессы, в том числе производственные, а уж когда сбор заканчивается — и подавно — мы вряд ли можем от чего-то отказаться, а запуская в производство что-то новое, рискуем не уложится в сроки. А вот что действительно может произойти — так это то, что вдруг изменится желание участвовать в фестивале у какого-то крупного партнера. В этом случае, как не минимизируй расходы, просто возникает личный долг у команды.

Поэтому краудфандинг — это, в первую очередь, взнос благодарных посетителей фестиваля в его жизнь и здоровье. И если вы год от года приходите на открытую площадку фестиваля, и происходящее на ней вам нравится, обязательно участвуйте в краудфандинге. В действительности, не так важно, что сделают за ваши деньги — построят лавочку, оплатят работу грузчиков или сборку ларьков на площадке. Поэтому краудфандинг — это, в первую очередь, взнос благодарных посетителей фестиваля в его жизнь и здоровье.
Источник фото: автор фото М.Смоленцев и В. Беляков

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи