Как правильно встретить Пасху?



У всех нас есть любимые праздники. Кто-то любит Новый год, кто-то — День рождения. Но для верующего христианина не может быть дня, более важного, более радостного, чем Пасхальное воскресенье. Дня, когда человек соприкасается с тем, что церковь считает главным событием человеческой истории.
Церковная традиция называет Пасху «праздников праздник и торжество торжеств». Действительно, в этот день даже люди, далекие от религии, вспоминают о духовной стороне своей жизни. Свидетельство тому — посещаемость храмов в ночь перед Днем Воскресения Христова.
О том, как встретить и провести Пасху, нам рассказывает протоиерей Антоний Шварёв.
— Отец Антоний, Пасха — праздник, но в чём содержание праздника церковного? Чем наполнен должен быть этот день для православного человека?
— Для любого христианина Пасха — главнейший праздник, которым ознаменовано все наше представление о спасении. Соблюдение обрядной части праздника, посещение богослужений важно для человека постольку, поскольку является его участием в жизни церкви. Церкви, которую мы мыслим не просто как некую организацию, но как единый богочеловеческий организм. И, безусловно, центральным моментом является евхаристия.
Но не следует ограничиваться номинальным участием в богослужении. Долг христианина — служить на поприще милосердия. Церковные праздники, и Пасха, в первую очередь, это повод вспомнить об этом и постараться по возможности посвятить себя своим близким, помочь нуждающимся. Даже угостить детишек пасхальными лакомствами — небольшое, но доброе дело.
— А насколько важно причаститься именно на Пасху? Для кого-то, например, это может быть первое в жизни сознательное причастие. А поскольку ему обязательно предшествует таинство исповеди, достаточно сложный психологически момент, кто-то может оказаться не готов причаститься в этот конкретный день.
— Обязательства такого нет. Здесь надо смотреть с другой стороны. Среди верующих сейчас довольно много тех, кто причащается раз в год. А кто-то даже раз в пять лет. Необходимо уходить от такого порядка. Верующему надо регулярно участвовать в евхаристии. В идеале — примерно раз в месяц. И с этой точки зрения будет очень полезно взять за правило готовить себя к таинствам исповеди и евхаристии к Пасхе.
— В чём особенность Пасхальных богослужений? Отличаются ли они большей продолжительностью или чем-то еще?
— Как раз напротив, Пасхальные богослужения даже несколько короче, чем великопостные. В Великий Пост все сфокусировано на покаянии, на службе читается Псалтирь, покаянные псалмы.
Пасхальная служба же подчеркнуто торжественна. Основу её составляют песнопения, наполненные радостью. Она носит именно праздничный характер.
— Пасха завершает Великий Пост, и сама уже постным днём не является. Есть ли проблема в том чтоб, с одной стороны, встретить Праздник в должном радостном настроении, а с другой стороны, остаться в рамках благочестия?
— Надо помнить, что Пасха — праздник религиозный, и никак не может быть поводом для потакания своим страстям. Чревоугодие — само по себе грех, и речи о том, чтобы сразу объесться до отвала, быть не может. С другой стороны, надо помнить об индивидуальных особенностях человеческого организма. Как некоторые люди не могут соблюдать пост в полной мере по медицинским показаниям, так и праздник ни в коем случае не должен стать ударом по нашему организму, особенно по организму, привыкшему в течение нескольких недель поста работать в другом режиме.

— Часто приходится сталкиваться с тем, что люди превратно понимают церковные правила, обычаи, традиции, привносят в них какие-то чужеродные элементы. Есть ли такие искажения в нашем обществе применительно к Пасхе?
— Есть обычай, сложившийся в советское время, когда люди на Пасху посещают кладбища. Люди шли на кладбища, видя в этом некую замену посещения церкви — поскольку действующих церквей тогда не хватало. Сейчас Праздник лучше встретить в храме. А посетить места погребения близких людей можно на Радоницу, которую также называют «пасхой мертвых».
Встречаются до сих пор языческие обычаи, такие как «катание яиц». Они не имеют к христианству отношения. В то же время сама традиция красить и дарить на Пасху яйца находится в полном согласии с церковным укладом. Считается, что традиция пошла от эпизода встречи Марии Магдалины с императором Тиберием, когда подаренное правителю яйцо без видимых человеческих действий со стороны окрасилось в красный цвет.
— А как стоит относиться к предшествующему Пасхе схождению Благодатного огня? Как к реальному чуду или как некоему окруженному тайной действию, напоминающему о значимости веры?
— Происходит чудо. Чудо, напоминающее нам о силе Божией и об истинности именно православия. В отличие от других конфессий — поскольку Благодатный огонь сходит именно накануне Православной Пасхи в то время, как молитвы свои над Гробом Господним возносит православный Патриарх Иерусалимский. Поэтому да — это чудо.
Источник фото: фото автора