Как любить Родину … не за деньги?
Журналист
Журналист
Борис Шигин

На прошедшем недавно Форуме журналистов Президент страны в который раз подчеркнул: любовь к Родине, к России – это и есть наша национальная идея! А ещё все мы любим говорить о том, что боготворим наших детей, ведь дети – наше будущее! Это так, конечно! Но задумывались вы о том, что любить детей – это, прежде всего, обучать и воспитывать их в высшей мере хорошо, вкладывая в их души и разум самые глубокие чувства и самые современные знания! Знания мирового уровня!

Интервью с Владимиром Фрайманом
 
К сожалению, этим мы похвалиться пока не можем. К сожалению, до сих пор только единицы способны вкладывать в обучение детей знания мирового уровня. Их ведь для начала надо иметь самому! А много ли таких специалистов, скажем, в нашей Пензе? Более того, мы не очень-то заинтересованы в том, чтобы найти таких людей вне Пензы и сделать всё, чтобы они нам помогли. Глупость? Ревность? Близорукость? А между тем, такие люди, есть! Но сначала…


Одна стародавняя история


Самое начало 90-х. Группа инженеров завода «ВЭМ» взяла шефство над детским домом. Он располагался на территории совхоза миллионера «Гигант» Кузнецкого района. Директор – целый герой социалистического труда!!! При этом дети были плохо одеты, а знания у абитуриентов были, как у пятиклассников, то есть, они не умели складывать дроби, например! Ребята с передового предприятия Пензы помогли собрать вещи, безвозмездно обули и одели ребятишек, стали по выходным ездить в детский дом и подтягивать старшеклассников по математике. То есть, не просили вознаграждения, а сами вкладывались в этих брошенных детей. Ну, а ваш автор взял да и снял об этом телеочерк. Материал получился острым. И вот что произошло: на следующее утро после его вечернего показа Первый секретарь Обкома КПСС Б.Ф. Зубков собрал бюро, на котором было решено, что эта деятельность (в том числе и журналиста Шигина) дискредитирует… Советскую власть, не больше и не меньше! Меня спасло только то, что я не был членом партии, а ещё всех нас защитил депутат Верховного Совета РСФСР, инженер с ВЭМа Михаил Дурасов. Надеюсь, этот пример чиновничьего беспредела и глупости многое объяснит нам и сегодня! Ведь по сути чиновники не меняются!

История повторяется?

Чиновники всегда боялись тех, кто уличал их в какой-то недоработке! Слабые чиновники. О сильных – чуть позже. А сейчас вопрос: почему сегодня пензенские инженеры, конструкторы, учёные (в Пензе несколько крупных НИИ и Университетов) не возьмут шефство над школами, которые не могут подготовить молодых специалистов по информатике? Именно шефство, то есть не помогут бесплатно! Или это не важно? А о любви к Родине разговоры вести – это можно, да?

Почему, например, Зэев (Владимир) Фрайман – специалист из Израиля мог приезжать в Пензу и учить наших учителей и детей, а пензенские компьютерщики не могут взять шефство над сельскими школами, которые наверняка больше других нуждаются в такой помощи? Почему сегодня Фрайман обескуражен тем, что его инициатива практически загублена? Но сначала

История знакомства и расставания с Владимиром Фрайманом.

Середина 80-х. Мне поручили сделать несколько материалов первой пензенской телевизионной программы для Центрального телевидения. Понятно, что это должны были быть телеочерки о самых интересных людях и делах. Одним из таких моих героев стал молодой учитель информатики гимназии №1 г. Пенза Владимир Фрайман. Так мы познакомились. А потом, поняв, что это человек как минимум масштаба Пензенского края, я привлёк Володю к созданию передач для детей, потому что руководил тогда легендарной молодёжной редакцией «Парус». Так Фраймана узнала вся область, полюбили учителя и школьники. Вот только через несколько лет, перед началом нового учебного года он пришёл ко мне домой и сообщил, что вести программу больше не сможет: уезжает в Израиль и не хочет, чтобы у меня были неприятности (тогда это было всё не так просто). Так я был разлучён с талантливым другом, а Пенза потеряла прекрасного педагога…

Второе пришествие

Но Фрайман – есть Фрайман! Уехав из страны четверть века назад, он вернулся, чтобы снова отдавать свой талант нашим детям! В 2010 году мэтр компьютерных наук приехал в родную Пензу. Приехал, пообщался с коллегами и понял, что надо им помогать. Вернее – пензенским ребятишкам! Стало Владимиру Фрайману «за державу обидно»! Ведь в Израиле давно работают по-другому! Кстати, известно ли вам, что далеко не все в этой стране оканчивают среднюю школу, то есть, получают аттестат? Да, там оценки не натягивают, ставят то, что заслужил. А у нас чиновники устанавливают план – всеобщее образование! В том числе и компьютерное… Всеобщее, но какое???

Поэтому и состоялась встреча энтузиаста с губернатором В.К. Бочкарёвым, с министром образования С.К. Копёшкиной. Вот тебе и роль личности в истории! Именно на этих встречах и возникла идея реформирования системы обучения информатики в отдельно взятом регионе. Так началось очень важное для Пензенского края сотрудничество. 2010-й год – пензенская делегация едет в Израиль учиться. 2014-й – пензенские учителя уже показывают, что могут наши дети – вместе с учащимися из Израиля демонстрируют, в чём преуспели… Это если очень крупным пунктиром…

Грустный разговор с Владимиром Фрайманом (11 апреля 2016 г.)

- Почему ты возвращаешься в Пензу и учишь наших детей?

- Потому что родина моя в Израиле, а Пенза - мой родной город с близкими мне людьми. Мне вообще не все равно, что и как происходит в мире, а уж в Пензе - тем более. В последние два года я в основном сотрудничаю с пензенскими коллегами через Интернет: проводим регулярные разборы задач, обсуждаем совместные планы, 6 раз провели олимпиады...

Я верю, что умная Россия и умный Израиль гораздо чётче и гораздо проще поймут друг друга. Наконец, мне просто нравится моя профессия, а дети, они везде дети.

- Значит ли это, что в Пензе учат не так, как надо?

- Не в Пензе, а в России есть часть (и довольно значительная) школьников, которым нет ну никакого толка реального от российского курса "Информатика". В плане этого предмета Россия оторвана от реальных нужд рынка, и в этом мнении мы едины с представителями пензенских IT-компаний. В Израиле же все обстоит совершенно иначе - вот и хотелось передать России (естественно, в первую очередь Пензе) наш опыт и наработки.

- Как сделать так, чтобы знания давали мирового уровня и у нас?

- Я говорю только за свой предмет - это важная оговорка, я не хочу судить о том, что не в рамках моей компетенции. Сделать надо много: программа должна быть не единой, а многовариантной, учителям надо дать свободу от мелочной опеки и требовать от них не текущие отчеты, а конечный результат, надо написать учебники и утвердить учебные программы, надо постоянно организовывать курсы и семинары... много еще чего. Но главное, надо, чтобы школа стала прислушиваться к тому, что требуется России после школы.

- Каковы перспективы твоего сотрудничества с пензенскими чиновниками от образования и учителями информатики?

- На данный момент сотрудничество практически свернуто, поддерживаю контакт с 2-3 коллегами. Того, что было при Бочкареве и Копешкиной – нет, разворачивавшийся проект практически закрыт.

Так что же такое патриотизм и национальная идея?

Русский философ Пётр Яковлевич Чаадаев, которого, правда, самые высокопоставленные чиновники в своё время поспешили объявить сумасшедшим, писал о том, что «не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой и с запертыми устами». Это позиция настоящего патриота, мужественного и честного человека! А мы по-прежнему на многое закрываем глаза, о многом умалчиваем… Может быть, пора поднять голову и громко сказать о проблемах обучения наших детей? О нашей всеобщей компьютерной безграмотности! Ведь то, что сегодня некоторые называют грамотностью – в прямом смысле слова – прошлый век! А на дворе 21-ый!!!

Что же такое патриотизм? Наверное, это умение любить свою Родину так, как любят ребёнка, понимая, что именно в него надо вложить всю свою любовь, все самые важные и современные знания! Потому что именно он – завтрашняя Россия! Такие, как Фрайман, это понимают. Поймут ли другие???

Фото из личного архива В. Фраймана

Похожие статьи