14° ... 14°, ветер 2 м/с
94.09
100.53
Иммунолог Максим Казарновский: «Хорошая лекция — это большое искусство»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
12 ноября в Пензе состоялся научно-популярный лекторий от просветительского фонда «Эволюция». Наш город впервые попал в список регионального тура «2хЛектория» благодаря усилиям куратора интеллектуального парка «Академия» Дарьи Тришиной. В большом зале 5-го корпуса ПГУ собрались желающие послушать столичных молодых ученых, успешно сотрудничающих с фондом.



Один из них — Максим Казарновский, студент факультета фундаментальной медицины МГУ, лаборант-исследователь лаборатории генных и клеточных технологий окончил специальную «Школу лекторов», созданную «Эволюцией» для подготовки квалифицированных кадров в области популяризации наук.

Его лекция «Бич иммунитета: как устроен, как лечить и какую пользу можно извлечь из ВИЧ?» была посвящена не только проблемам, связанным с «чумой ХХ века». Свое повествование Максим начал с интересного и наглядного объяснения базовых понятий о строении клеток, вирусов, об их взаимодействии.

С помощью презентации все собравшиеся могли легко представить, как именно происходит иммунная защита, как и на каких стадиях работают те или иные лекарства против ВИЧ и многое другое.

Формат научно-популярной лекции на столь непростую тему (которая чаще всего и в СМИ, и в сознании обывателя носит скорее социальный, нежели научный характер, имеет негативную эмоциональную окраску, тащит за собой шлейф домыслов), сработал как настоящее лекарство от страха, ведь человеку свойственно бояться того, что он не понимает, суть чего ему неизвестна.

Все научно-популярные лекции служат цели увеличения количества людей, способных мыслить ясно, рационально и умеющих отсекать сомнительные источники информации в качестве формирующих представление об окружающем мире.
Поговорить с Максимом захотелось в первую очередь о том, почему он не просто занимается наукой, но и хочет поделиться знаниями с другими.

— Насколько часто вы сам ходите на лекции, и кто вам интересен в качестве лекторов: ученые с опытом или начинающие, вроде вас?

— Так как я студент, то у меня поток информации достаточно большой, у нас академических лекций довольно-таки много, поэтому я хожу на мероприятия вроде сегодняшнего чуть реже, чем любители научно-популярных лекций, хотя стараюсь их посещать.

Когда речь заходит о научпопе, то человеку, с одной стороны, нужно знать материал, с другой стороны, еще и помнить как это — «не знать материал» и подбирать формулировки для людей, которые не знают ничего. Это, как правило, могут либо студенты, либо аспиранты, то есть молодые люди, которые недавно все это изучили. Для маститого ученого конечно немного сложновато опускаться на уровень аудитории, которая по сути ничего не знает в сфере, которую он изучает всю жизнь.

— Сфера ваших научных интересов — биология. Какая из наук помогает вам лучше ее понимать?

— Ближе всего к биологии — химия. Химики часто шутят, что биология — это частный случай химии. Действительно, мы все состоим из молекул, которые взаимодействуют друг с другом, другое дело, что биология — это небольшой класс молекул, но они настолько сложны, настолько по-разному взаимодействуют, что получается такая сложная система, как жизнь.

Не все мои коллеги меня понимают в этом отношении, но самой важной наукой для биолога я считаю коллоидную химию или по-английски surface chemistry — химию поверхностей. Это наука о том, как взаимодействуют, к примеру, вода с маслом или вода с твердой поверхностью.

И когда ты начинаешь залезать в структуру белков, нуклеиновых кислот, ДНК, РНК, ты понимаешь, что то, как они выглядят, формируется силами вот этой самый коллоидной химии, которая заталкивает то, что должно быть в данной точке именно в эту точку. И если в этом разобраться, то хорошо начинаешь понимать, зачем нужны кислотно-щелочной баланс, зачем нужно меньше соли кушать и так далее, то есть все это становится в систему.

— Чему учат в «Школе лекторов», которую вы закончили? Как достичь максимального эффекта от выступления с научно-популярной лекцией?

— У нас там два преподавателя. Один — это профессиональный актер, который учит держаться на сцене, выстраивать лекцию так, чтобы она была всем понятна и т.д.

А второй — это ученый, который помогает подбирать актуальную тему и собирать по ней материал. Эта часть мне лично была менее полезна, потому что нас и так этому учат в университете, но немало интересного я узнал и там. Но самое классное, что я узнал из школы лекторов — какая должна быть структура у научно-популярной лекции. На академической лекции приходит профессор и говорит:

« Вы знаете, что есть такие-то законы, сейчас я расскажу, что есть еще и другие, а потом приведу примеры того, как они работают в живой природе», то есть потихонечку повышает уровень наших знаний и переходит к примерам. Когда строишь научно-популярную лекцию, это не работает. Если начинаешь с посылом: «вы ничего не знаете, я вот сейчас по базам пробегусь, потом примеры», то люди просто уснут.

Аудитории для начала надо дать какой-то интересный факт, ошеломить, а потом некоторое время можно уделить теоретическому базису, ибо люди уже заинтересовались. И вновь какой-то яркий факт и его объяснение. Получается обратная инвертированная структура. Не всегда пока удается делать это хорошо, ибо это — большое искусство.

— Сколько выездных лекций вы уже прочитали и на какие темы? Сегодняшняя лекция — уже обкатанная, или вы рассказываете это впервые?

— Лекция о ВИЧ будет прочитана впервые здесь, в Пензе. До этого читал лекцию про аутоимунные заболевания и про так называемую гельминтную терапию. Человеку подсаживают паразитов в организм для того, чтобы у него облегчились симптомы какого-то аутоимунного заболевания.

А вообще, моя тема — это медицина, я читаю достаточно много небольших лекций (по 15-30 минут) в Москве. В Казани в декабре пройдет антимракобесное провакцинаторское событие с моим участием, там еще будет два маститых врача, а мне перед их выступлениями надо будет рассказать как работает иммунология.

— Насколько велик разрыв академических знаний об иммунитете и тем, что знают о нем обычные люди?

— Я бы не сказал, что тут есть разрыв, просто академические знания и прикладные знания — немного разные вещи. Люди знают примеры. Они знают, что если принять аспирин — снизится температура или что-то болеть будет меньше. А как именно работает иммунитет, представляют очень приблизительно: «переболел ветрянкой — больше никогда не заболеешь» — на уровне этого.

С научной точки зрения, иммунитет — одна из самых сложных частей биологии. Биологи, которые не иммунологи, очень не любят эту тему, ибо в ней то, что в других разделах биологии является аксиомами, нарушается. Для стороннего биолога — это просто набор фактов, которые надо зазубривать. Так что работа должна проводиться не только с обывателями, но и с другими биологами. Но не так плох даже разрыв между прикладным и научным.

Плохо то, что появляется огромное количество людей, которые начинают давать какие-то ложные базовые системы: гомеопаты, антивакцинаторы и прочие. Эти представления хорошо ложатся на дыры в образовании, люди сами делают выводы, которые неверны. В том числе и поэтому я провожу свои лекции.

— В чем цель вашей лекции о ВИЧ?

— Я покажу людям, как выглядит этот вирус, ибо есть слухи, что никто никогда не видел ВИЧ — это неправда; я хочу рассказать, что его можно лечить и сдерживать, что это не обязательно какая-то болезнь маргиналов, это не стигма, с этим можно жить. Многие слышали о недавних резонансных историях в России, когда детям переставали давать лекарства, и они погибали.

Такого быть не должно. Моя цель показать людям, что ВИЧ существует, это — реальный физический объект, с которым работают биологи, фармацевты, и который рано или поздно мы сможем победить, примерно так же, как победили в свое время оспу.

Источник фото: фото автора

Похожие статьи