Дети городских окраин купаются в солярке

Есть такой российский лайфхак – часть стены, на которую не хватило обоев, закрывать шкафом. В масштабах одной отдельно взятой квартиры идея не решать проблему, а камуфлировать её, пряча от глаз, оказывается вполне жизнеспособной, порой даже здравой. Но экстраполированная в масштабы государственные или хотя бы муниципальные, она приводит лишь к рождению новых проблем. Только в очереди на решение такие проблемы оказываются в самом хвосте – глаз-то не мозолят.

За годы, прошедшие с перестроечных времён, в городах в разы возросло количество автотранспорта. Во времена СССР вопрос организации парковочного пространства не стоял в принципе: все умещались, и с комфортом. Смена рыночной системы привела не только к увеличению числа автомобилей, но и к возникновению нового класса в водительской среде – собственников грузовых автомобилей и спецтехники. Каждый зарабатывал, как умел. И если раньше принадлежащие государству трактора и грузовики парковались на территории специализированных автотранспортных предприятий, то теперь новоявленные бизнесмены, не задумываясь, стали расставлять своих стальных коней, где душа попросит. Был период, когда припаркованный на правой полосе центральной улицы города ЗИЛ или КАМАЗ, не были из ряда вон выходящим явлением.
Проблема была очевидна и требовала решения. Тогда все подъезды к центральным районам были огорожены цепью знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено". Жить и ездить простым смертным «Жигулям» и «Фордам» стало проще. Но грузовики-то не исчезли. Вытесненные из центра воротилы автомобильного микробизнеса осели в частных секторах и коттеджных посёлках. Тем самым нарушая требования закона и ущемляя законные права своих соседей.
Конституция Российской Федерации своей статьёй 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Во исполнение этого положения принят ряд документов, в том числе, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в пункте 2.1 которого говорится следующее: «В целях обеспечения безопасности населения […] вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами…».
А в разделе 7 того же документа приводится перечень и классификация оных объектов и производств, среди которых – гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Ни количество единиц транспорта, ни какие-либо иные характеристики не приводятся. Иными словами, место, на котором некий гражданин оставляет на ночь свой фургон или тягач, на котором он меняет масло или отмывает от налипшей грязи кузов, относится к категории источников воздействия на окружающую среду. Это III класс экологической опасности, минимальная санитарно-защитная зона – 300 м. Ближе жить нельзя – это опасно для здоровья.
Тем не менее, живут. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехать по улицам микрорайонов, отведённых под малоэтажную жилую застройку. Старая Терновка и Междуречье, Весёловка и Ахуны. Внешний вид площадок перед некоторыми домами порой заставляет открыть рот: среди «ГАЗелей» и МАЗов попадаются годами не заводившиеся «Татры», гниющие остовы бульдозеров, а то и немыслимыми путями оказавшиеся там железнодорожные вагоны. Иногда возникает ощущение, что до полной коллекции не хватает только торпедного отсека подводной лодки или обломка станции «Мир».
Организация таких автотранспортных предприятий на дому – явление не редкое. В самых запущенных случаях на одной улице скопления техники встречаются едва ли не через каждые два-три дома.
Судя по всему, многие считают это нормальным, хотя здравый смысл подсказывает иное. Отложим даже в сторону параметры всех этих санитарно-защитных зон, забудем про порядок утилизации старых покрышек, отработавших аккумуляторов и промасленной ветоши. Но дороги! Те самые дороги, по поводу катастрофического состояния которых мы не устаём возмущаться! Меняется ли нагрузка на дорожное полотно, если вместо легковых автомобилей по нему ежедневно туда-сюда ездят тяжёлые грузовики и спецтехника. Учитывая же, что многие улицы названных районов остаются грунтовыми или, в лучшем случае, засыпаны асфальтной крошкой или колотым кирпичом, легко представить, во что они превращаются в осенний и весенний периоды.
Так и существует проблема, закрытая от уставших глаз чиновников заборами частного сектора. И начало борьбы с ней – именно в информационном освещении. Данный вопрос находится в ведении целой группы ведомств: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, органы МЧС (например, в части пожарного надзора) и других, – однако активной деятельности их в этой сфере не наблюдается, хотя Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены соответствующие санкции (статья 8.1, статья 9.3).
Но не следует видеть выход в одних только карательных мерах. Должна вестись и просветительская работа. Несомненно, что большинство владельцев техники не подозревают, что являются правонарушителями. Выявляя факты нарушений и накладывая взыскания, следует предлагать законное альтернативное решение. Возможно, таковым будет являться организация (не исключено, что на коммерческой основе) парковочного пространства для грузовиков и спецтехники, соответствующего санитарно-техническим нормам.
Именно такой комплексный подход есть путь к победе над пресловутой «разрухой в головах», именно так можно будет донести до человека простую истину: если мы так любим вспоминать о своих правах, то надо уважать и права людей, рядом с которыми ты живёшь. В том числе, и право на экологическую безопасность.