Четыре вопроса православию. Вопрос четвертый: церковь и современное искусство
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Беседа с председателем информационного отдела Пензенской епархии иеромонахом Фаддеем (в миру — Александр Владимирович Голосных) о месте православия в жизни современного общества.



Михаил Чернецов: В последнее время нам всё чаще приходится слышать о православных активистах. Так, совсем недавно в сети Интернет появилась новость, что в результате акций православных активистов была запрещена постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Насколько стоит разграничивать деятельность таких активистов и самой РПЦ? Какие оценки следует давать их деятельности?

О. Фаддей: В данном контексте надо чётко отделять: есть Церковь как церковная организация, и есть православные активисты, которые объединяются в общественные движения либо действуют без юридического закрепления своего статуса. Их взаимосвязь с Церковью может быть различна.

Например, мне известен факт существования группы молодых людей, которые называют себя церковными активистами, но в реальности даже не ходят в церковь, по сути, просто собираются для знакомства и общения. Есть и группы людей, сформировавшиеся под патронажем церковных органов, например, Отдела социального служения. Они занимаются помощью в хосписах, социальных центрах, детских домах — это то, что лично я могу назвать здоровым православным активизмом. И совершенно иной разговор, если группа людей, позиционирующая себя таким образом, начинает проявлять агрессию к обществу, к культуре. Когда люди начинают видеть опасность во всём, когда целью своей делают принуждение к православию — это не есть нормально.

Михаил Чернецов: Как следует относиться к новеллизации Библии? В частности, большой интерес к сюжетам Священного писания проявляет кинематограф.
Кинокартины на основе библейских сюжетов всегда оказываются в фокусе общественного внимания. Как правило, чем больше сцен, не имеющих первоисточника в Библии, содержит такой фильм, тем больше он вызывает споров.

Так, «Страсти Христовы», максимально близкие к тексту Евангелия, не вызвали сильных протестов. А, например, фильм Дарена Аронофски «Ной» столкнулся с обвинениями в отходе от оригинального ветхозаветного сюжета. В то же время, это позволило очень ярко — и вполне в соответствии с церковными представлениями — проиллюстрировать, какое место должны занимать отношения с Богом в иерархии ценностей человека.
Более свежий пример — фильм «Восставший» (или «Воскресение Христа»). Сюжет строится вокруг подчинённого Понтия Пилата, которому поручено расследовать исчезновение тела Иисуса. Сцена, в которой главный герой наедине беседует с уже воскресшим Христом, выдумана сценаристами, но придаёт образу Сына Божьего осязаемости.

О.Фаддей: Здесь на передний план должен выходить вопрос, что мы выносим из такого произведения (будь то фильм, книга или что-то ещё). Если оно даёт нам что-то положительное, что, при этом, никак не влияет на принципиальные положения нашей веры, то почему мы должны подвергать его шельмованию? Но даже если, допустим, фильм содержит какие-то расхождения с христианской доктриной — то надо помнить, что это не документальное кино и уж, тем более, не вероучительный источник. Художественный фильм должен и восприниматься таковым.

С другой стороны, вы помните, что книги Дэна Брауна и снятые по ним киноленты преподносились едва ли не как документальные произведения. Мы вправе говорить, что это опасно, если это способно сбить того или иного человека с его пути к Богу.
Ввести человека в заблуждение могут также отпечатки влияния на произведение других конфессий. Американский фильм, в котором о Христе будут говорить, например, с позиции мормонов, не должен создавать у православного иллюзию, будто сказанное — и есть истина.

Следует отметить, что артефактами поп-культуры (поп-культуры — в широком смысле) сейчас становится то, что уже было осуждено и отвергнуто Церковью. Пример — «Евангелие от Иуды». В погоне за «горячей» новостью обозреватели стали порождать тезисы в духе «Церковь скрывала правду…», упуская из вида тот факт, что на все вопросы, которые в связи с этой находкой могли появиться к Церкви, Она уже давно ответила.

Здесь нам просто надо понимать, где проходит грань между искусством и откровенной провокацией, тем более, что провокации в адрес Православной Церкви стали нередким явлением. Почему их мишенью становится именно православие? Потому что люди, которые позволяют себе подобные акции, знают, что реакция в ответ будет предельно мягкой. Почему-то мы не слышим про хулиганские выходки в мечетях.

Это не выпад в сторону мусульман, они тут ни причем. Но дело, в первую очередь в том, что христианская Церковь не осуждает человека в принципе, а осуждает лишь тот грех, который он совершил. Именно это воспринимается за слабость и именно этим стараются воспользоваться. Самого же человека Церковь любит — потому что любит его Господь Бог.

Источник фото: Православие.Ru

Похожие статьи