Бизнес-стажировка в Европе — шанс есть у каждого!
Журналист
Журналист
Павел Берсенев

В 2014 году я окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров и мне посчастливилось осенью того же года съездить на стажировку в Европу. Уверен, тем, кто ищет информацию об этой программе, имеет смысл почитать мой отчет. Далее — много фото и подписей к ним.




Немножко цифр:

  • Длительность — 14 дней
  • Страны: Швейцария, Германия, Франция
  • Тема стажировки «Управление малым и средним бизнесом»
  • Более 14 городов Европы
  • Более 20 предприятий
  • 14 участников из Пензы, Новосибирска, Н. Новгорода, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Смоленска, Астрахани, Белгорода, Тюмени, Санкт-Петербурга.


Об организации в целом:

Перед поездкой был некий сумбур и непонимание того, для кого пишутся анкеты и описания проектов, куда мы, собственно, едем, когда будут собеседования, невозможность получения ответов на вопросы и прочее. Все разъяснились в ходе поездки. Проектно-ориентированные стажировки являются заказом Минэкономразвития и согласуются до последнего. Стажировки выставляются на тендер (в 2013 году возникла ситуация, когда непрофильное предприятие провалило стажировку в Англию). Нашу стажировку курировал институт МИРБИС. И вся наша поездка прошла под девизом «Ребята, вам очень повезло».

Собеседований по скайпу было 2: на русском по проекту и на английском. Для нашей стажировки английский требовался номинально. И в целом, ощущение было, что важны 3 составляющие: грамотность и умение оформлять документы по проекту, умение излагать свои мысли и обладание навыком связать 2-3 слова по-английски.

Мне предложили 2 варианта, куда поехать: Испания и 3 страны. Выбор был очевиден. Наша группа была очень разношерстной в плане сфер бизнеса, однако, по совместимости нас подобрали более, чем удачно. Было комфортно и я не помню ни одной ситуации, когда был бы хоть намек на конфликт (а представители МИРБИСА рассказывали нам разные случаи).

Было 2 стороны — отправляющая и принимающая. Со стороны России нас отправлял институт МИРБИС, с нами было 3 куратора. Взаимодействие с принимающей стороной (Edunion Rheinfelden DE в Германии и Страсбургским Университетом во Франции) делалось на лету, т.к. некоторые предприятия нам просто отказали в посещении из-за непростой тогда политической обстановки, но в целом программа сохранила изначальный вид и цели. Все вопросы (размещение в отелях, поиск предприятий на замену отказавшихся, организация экскурсий и досуга) решались настолько оперативно, что это удивляло. Это 5+. В Швейцарии и Германии все было расписано максимально по часам. Если мы куда-то опаздывали, на посещение предприятий у нас оставалось меньше времени.

Для тех, кому лень читать

Выводы по предприятиям Европы:

  • Открытость и прозрачность для покупателей, особенно в производстве
  • Организация места и времени труда, работа только на заказ, а не на склад.
  • Стремление к качеству и стабильности, а не стремительному росту.
  • Маркетинг – ненавязчивый, но везде. Любовь к красивым историям и к истории своих предприятий вообще.
  • Любовь к своему делу, и месту, где ты живешь и работаешь. Человек не на своем месте надолго не задержится
  • Симбиоз малых предприятий и крупных концернов, распределяющих и регулирующих организацию всех процессов.
  • Наличие у малых предприятий всего одного продукта из всей линейки, который определяет образ компании в умах клиентов.
  • Санкции никому не нужны. Это политика.

Для себя лично:

Хочу жить только в России. Здесь много всего можно и нужно сделать. В Европе все стабильно и…скучно.
Ближе всего для меня Германия – очень уравновешенная страна, не такая старая, как Швейцария, но и не такая разнузданная, как Франция.

Цюрих. Это первый день. Галоп-экскурсия по городу
Цюрих. Это первый день. Галоп-экскурсия по городу.

В целом стажировка и президентская программа: новое ощущение жизни, ценность своего времени, новые связи, и…английский язык.
Все две недели подробно расписывать не буду, полную статью можно прочитать в моем блоге: http://bersenev.nevsem.ru/uncategorized/hello-world/

В ходе стажировки у нас были как лекционные дни, так и практические. Например, примечательна была лекция в замке 13-го века в Германии, которую читал профессор Рольф Доквайлер. Запомнился момент по управлению будущим. Анализируя состояние общества, технологий и окружающей среды в настоящем, можно генерировать идеи продуктов и услуг, которые потребуются в течение 2-3 лет. Например, кварталы и дома для одиноких людей, когда несколько человек живут в одной квартире. При этом каждый имеет свою комнату и одну общую на всех.

Запомнилось посещение города Кольмара во Франции и компании Liebherr SAS Colmar. Раньше я думал, что это только холодильники. Оказалось, что основное направление предприятия – производство строительной техники. Лекцию и экскурсию по производству проводил M. Robischung, зам. директора завода по управлению качеством продукции, англичанин, летчик.

Отмечу, что все посещения предприятий начинались с семинара для знакомства с историей компании, принципами работы и ценностями.
Liebherr — семейное предприятие. На заводе работает уже 3-е поколение семьи.

Его основатель, конструктор г-н Либхер был участником 2-й Мировой войны, дважды ранен, спасен русскими, благодаря чему у него на всю жизнь сохранились теплые чувства к России и русским. Вернувшись в разрушенную послевоенную Германию, он создал мобильный башенный кран, который в то время получил огромную популярность.

Нас провели по всем цехам, и показали порядок сборки линейки экскаваторов, по ходу объясняя принципы работы каждого отдела. Одна из особенностей: любовь к своему делу. Человек не на своем месте долго не задержится. Все новички получают напарника и оплачиваемый период стажировки.

Еще одна история от г-на Robischung: он рассказал о несостоявшейся сделке по покупке производства холодильников Bosch. Основная причина: люди, которые плохо работают на одном заводе, не будут хорошо работать на другом.

После продолжительной экскурсии нас пригласили в ресторан при производстве. Осенний салат, шукрут, штрудель, несколько сортов сыра и вина. Здесь наши девочки распробовали Гевюрстраминер.

На четвертый день стажировки мы выехали в Берн с небольшой экскурсией, и там же состоялось посещение Торгового представительства РФ в Швейцарии. Оказалось, что основные продукты, поставляемые на Российский рынок – не только нефть и газ, но и медицинское оборудование, высокоточные и часовые механизмы. В некоторых моделях швейцарских часов стоит российская механика!.
Пятый день мы провели в Германии. В Центре менеджмента нас встречал Даниэль Дитрих (соуправляющий Gruppe Drei), которые на примерах компаний нашей группы (подготовился и посмотрел сайты компаний) показал ошибки и возможности стратегических коммуникаций в современном мире.

Что запомнилось: Gruppe Drei выбрали региональную нишу для работы – города с низкой активностью бизнеса. Предприятия региона не готовы к полномасштабному развитию бренда. Им нужны быстрые и эффективные решения, которые действительно работают.
Очень напоминает Россию, не правда ли? Проблемы у компаний в плане маркетинга и стратегических коммуникаций совершенно такие же, как и у нас.

Вид со стены замка
Вид со стены замка. Я еще ночью туда ходил. Страшновато. Звуки всякие. Пусто. Добирался до замка через деревню. Ощущение было, как в Return to Castle Wolfenstein играешь.

На следующий день мы переехали в Лёрах (Германия). Утром нам посчастливилось прослушать лекцию г-на Титмана (PM) из компании Novartis (думаю, вы на многих коробках с лекарствами видели логотип) о разработках новых видов лекарств и роли малых предприятий в инновационных разработках.

После обеда – посещение компании NOWS по производству рыбных деликатесов. г-н Рютлин. И дегустация, само собой.
На следующий день мы поехали в Аффольтерн (Швейцария) в Эмментальскую сырную долину. Те самые красивые виды, зеленые холмы и «милковские» коровки. Загибающаяся деревенька в горах стала брендом региона. И все это благодаря умению людей договариваться. То, чего так не хватает в нашей стране. Вероятно, дело еще и в том, что пространство очень ограниченно, переговоры, уступки и объединение являются единственным способом выжить. Посещаемость долины выросла с 1000 до 300 000 человек в год.

Деревня стала развиваться благодаря кооперации крестьян и производителей сыра. Стандарты высшего качества. На территории деревни имеется музей, а производство сыра происходит на глазах у покупателей за прозрачной перегородкой. Благодаря отличной «картинке» и природе результатом объединения стала огромная популярность местечка. Люди приезжают за сыром за 100-150 километров.

Забавные мелочи:

  • Некоторое время назад было ограничение по вывозу сыра из Швейцарии – не более одной головы. Поэтому сыры делались по 100-150 кг весом. Сейчас сделали ограничение именно по весу.
  • Запрещено собирать более 1 кг грибов. Наказание: штраф 10 000 франков.

Из следующих дней очень запомнился Выезд в Раштат (Германия) на завод концерна Даймлер. Нас провели по основным этапам сборки – над производственными площадями находятся специальные экскурсионные конструкции. Все поставщики комплектующих находятся на территории завода и работают только на этот завод. Каждые 90 секунд с конвейера выходит машина Мерседес класса А, сделанная под заказ (компания не работает на склад). Многие работы, включая монтаж стекол, производятся высокоточными роботами. На территории работают 1400 роботов и всего 900 человек.

День 10. Выезд в Билль (Швейцария). Шоколадная фабрика Камиль Блох. Это семейное предприятие, 5-я по объему фабрика в Швейцарии, работа в которой ведется только под заказ (бизнес-подарки). Очень много ручного труда, т.к. станки при таких малых объемах просто не окупаются. Единственная фабрика, открытая для посещений (из-за строгих санитарных норм).

Франция. Самое старое вино в Европе. Как утверждают эксперты, еще вино пока. Белое
Франция. Самое старое вино в Европе. Как утверждают эксперты, еще вино пока. Белое.

Тем, кто все еще думает, стоит ли пройти обучение на Президентской программе, рекомендую поискать выпускников, которые прошли стажировки и просто задать несколько вопросов.

Похожие статьи