24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.09
100.53
Автоподставы: три удара молотком по бамперу
Журналист
Журналист
Петр Гарин, Павел Романов

Месяц назад УМВД РФ по Пензенской области распространило сообщение следующего содержания: В настоящее время ведется расследование в отношении преступной группы, подозреваемой в мошенничестве в сфере автострахования. Деятельность аферистов продолжалась с октября 2015 года по январь 2018.



За это время участники группы получили страховые выплаты на общую сумму более 3 миллионов рублей. При совершении преступлений использовались иномарки — «БМВ», «Ауди», Мерседес» и др. Оперативниками по борьбе с организованной преступностью также выявили причастность к деятельности ОПГ одного из действующих сотрудников полиции. Проводится проверка.

Вот такая фабула. Естественно, в сети сразу же появились ехидные комментарии по этому поводу. Мол, все равно никого не посадят, как это уже не раз было. Помурыжат немного, да и спустят дело на тормозах.

В этой связи стоит напомнить, что недавно был вынесен вердикт членам еще одной группы, очень схожей по роду занятий. Представьте себе, дело дошло до суда. О нем, положительно оценивая работу своих подчиненных, даже упомянул в отчете генпрокурор России Юрий Чайка:

«Ленинский районный суд Пензы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 13 участников организованной группы, которые на протяжении более двух лет совершали инсценированные дорожно-транспортные происшествия и мошенническим путем получали страховое возмещение.

В зависимости от роли и степени участия в совершенных преступлениях они осуждены по ч.ч. 2,4 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования), ч. 3 ст. 30, ч.ч. 2,4 ст. 159.5 УК РФ (покушение на мошенничество в сфере страхования), ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (пособничество в совершении мошенничества в сфере страхования). Члены преступной группы инсценировали ДТП на территории г. Пензы, Пензенской, Липецкой и Саратовской областей, после их оформления предоставляли сотрудникам страховых компаний документы, содержащие заведомо ложные сведения о наступлении страхового случая, и незаконно получали страховые выплаты. В результате их действий шести страховым компаниям причинен ущерб на сумму более четырех миллионов рублей» 


А вот как интересно отреагировали на это событие некоторые СМИ: «В Пензе поставлена точка в громком деле «автоподставщиков», которые в течение трех лет держали в страхе автомобилистов трех регионов. Дело злодеев из Пензы расследовали под грифом секретно. Информация о ходе расследования была засекречена». Прямо-таки не Пенза, а Чикаго какое-то. Не хватает только сцен с погонями и перестрелками.

На самом деле «автоподставщиками» в привычном смысле этого слова назвать их сложно. Скорее это были люди, в течение двух лет изящно выкачивавшие деньги из страховых компаний. Причем в числе тех, кого аферисты обвели вокруг пальца, такие известные организации, как «Росгосстрах», страховая группа «Уралсиб», «Поволжский страховой альянс». Впрочем, ни они первые, ни они последние.

А теперь по порядку. С начала 2013 года в управление уголовного розыска пензенского УМВД стала поступать информация о том, что в городе действует организованная группа, которая занимается имитацией дорожно-транспортных происшествий, после чего получает за них крупные страховые выплаты. На первом этапе оперативно-розыскные мероприятия дали немного, но благодаря им сыщики вышли на неких Макеевых — отца и сына. Род их деятельности был не совсем понятен. При этом жили очень неплохо, чем вызывали зависть у окружающих. Однако со временем все стало на свои места. Оказалось, что за маской добропорядочных граждан скрывались очень расчетливые и амбициозные личности.

Василий Макеев и его сын Николай действительно поставили на поток имитацию ДТП. И занимались ими отнюдь не в одиночку. К делу были привлечены родственники, друзья, знакомые друзей и т.д. Но основных действующих лиц было тринадцать. Остальным повезло — они остались в статусе свидетелей.

Разумеется, никого наши аферисты в страхе не держали. Просто действовали по проверенной схеме. При этом зачастую разбивали собственные машины, благо у Макеевых их был целый автопарк. Не стеснялись привлекать и автомобили знакомых. Как правило, один из участников мнимого ДТП изображал пострадавшего, а второй виновника.

Но мало лишь сымитировать аварию. Ну приедет сотрудник ГИБДД, составит протокол. Одного этого документа для получения страховой выплаты явно недостаточно. Тут нужно квалифицированное экспертное заключение. И такие заключения у Макеевых, игравших доминирующую роль в этом предприятии, были. Сначала их составлял специалист по оценке ООО «Смарт-Финанс» Александр Полковников. Как он потом признавался, такая авантюра была ему не по душе, поэтому он уволился из своей фирмы и создал собственное ИП.

Оставшись без эксперта, члены группы недолго пребывали в расстроенных чувствах. На смену ему пришел универсальный эксперт по осмотру транспортных средств еще одной пензенской фирмы и тоже с примечательной фамилией — Павел Майоров. Именно его подпись чаще всего фигурировала в заключениях, которые предоставлялись страховым компаниям. Он, конечно, не мог не понимать, что очень сильно рискует. Ведь детали и узлы автомобилей иногда калечились прямо на его глазах любыми подручными средствами — молотком, зубилом, щеткой для чистки овощей. Но за каждое заключение Майорову платили от полутора до двух тысяч рублей. Не так уж и много, только деньги эксперту были очень нужны.

Однако у любой приличной компании есть своя служба безопасности. И именно Майоров предупредил потерявших бдительность Макеевых о том, что она ими интересуется. Но это будет позже.

Имелся в этой компании и человек, занимавшийся юридическими вопросами — Светлана Алферова. Кстати, неплохой автоюрист, обладавшая практическим опытом в правоотношениях со страховыми компаниями. Три года назад она помогла одному из пензенских автомобилистов получить компенсацию от ОАО «Пензавтодор» за разбитую по вине дорожников иномарку. Однажды ей тоже пришлось воспользоваться услугами Макеевых для получения страховки.

Итак, одно из первых липовых ДТП, фигурировавших в деле, случилось 29 мая 2013 года на 247-м километре автодороги Пенза-Тамбов. «Шевроле Круз» врезался в стоявший на обочине «Фольксваген Пассат». Калькуляция стоимости восстановительных работ составила 45 тысяч рублей. Эти деньги страховая компания перечислила на счет владельца машины 16 июля.

Как уже говорилось выше, количество машин, участвовавших в инсценировке ДТП, было не менее двух десятков. Среди них «Фольксваген Поло», «Опель Зафира», «Шевроле Лачетти», «Ниссан Теана», «Форд Фокус», «Нива Шевроле» и т.д. Разбивать их старались аккуратно, чтобы поврежденные детали можно было потом починить, тем более отец с сыном были хорошими автомеханиками. Но основной рабочей лошадкой у них числился «Мицубиси Аутлендер».

19 июля 2013 года в два часа ночи иномарка столкнулась с ВАЗ-2107 на плотине в селе Богословка Пензенского района. Сумма ущерба составила 575 тысяч 749 рублей. Деньги были перечислены 2 сентября.
Одно из самых примечательных происшествий случилось 3 июня 2014 года, когда в городе Елец Липецкой области на улице Радиотехнической «Мицубиси Аутлендер» въехал в «Мерседес Бенц-320». В 2016 году эксперты со стороны обвинения установят, что к имеющимся повреждениям впоследствии добавились еще несколько — разбитые литые диски, радиатор, глушитель, стабилизатор поперечной устойчивости, редуктор заднего моста и т.д. То есть то, что на юридическом языке называется повреждениями, не относящимися к обстоятельствам данного ДТП. Впрочем, в 2014 году это не помешало «пострадавшим» получить 120 тысяч рублей в виде страховой выплаты.

После этой аварии происшествия пошли просто конвейером. 17 июля 2014 года — «ДТП» на улице Попова с участием ВАЗ-21140 и «Мицубиси Аутлендер». Перечислено — 120 тысяч рублей. 24 июля - «ДТП» на улице Аустрина с участием неисправного «Вольво-960». Сумма ущерба — 29 тысяч рублей. 27 июля — «ДТП» на улице Мереняшева с участием принадлежащего участнику группировки Косову мотоцикла «Ямаха FZ 400» и ВАЗ-2140. Сумма компенсации составила 35 тысяч рублей. 31 июля - «ДТП» на улице Окружной с участием мотоцикла «Хонда СВ 400». Ущерб оценен в 101 тысячу рублей.

До конца 2014 года было инсценировано еще более десяти аварий. Суммы выплат по ним варьировались от 16 до 100 тысяч рублей. В том же духе Макеевы с подручными продолжили и в следующем году. По идее большинство дорожных происшествий происходит в часы пик, но аферисты выбирали в основном позднее время и безлюдные дороги. Уже одно это должно было вызвать подозрения по крайней мере у страховщиков.

Но ребята были уверены в себе. Об этом свидетельствует такой факт. В октябре 2014 года Василий Макеев обратился с иском к «Россгостраху», который, по его мнению, недоплатил ему за поврежденный автомобиль. И страховой компании пришлось заключать с ним мировое соглашение.
Спектакли с участием подставных водителей закончились лишь в июле, то есть после того, как активные члены группировки были задержаны. Общая сумма нанесенного страховым компаниям ущерба составила 3 миллиона 306 тысяч рублей. Могло быть и больше. Просто по разным причинам еще пять случаев, от которых планировалось получить дополнительно 1 миллион 198 тысяч рублей, не были признаны страховыми.

Отец и сын Макеевы содержались под стражей ровно год — до лета 2016 года. Потом были отпущены под подписку о невыезде. Но и на воле не теряли время даром. Создали фирму «На Цукермана». Надо отдать должное их чувству юмора. Зарегистрировано предприятие было на улице академика Сахарова. Не зря же при составлении психологического портрета задержанных было особо подчеркнуто, что Макеевы представляют из себя тандем двух лидеров — лидер-вдохновитель и лидер-организатор.

И все же перед судом «злодеям» ответить все-таки пришлось. На скамью подсудимых попали все тринадцать человек. Их защищали тридцать адвокатов! Этот процесс стал своеобразным экзаменом для судьи Натальи Марчук, принявшей присягу лишь в апреле 2016 года.

Во-первых, и обвиняемые, и свидетели отказались от части своих показаний, данных на предварительном следствии. Дескать, подписывали протоколы, не глядя, что в них написано. Во-вторых, главные фигуранты напрочь отрицали сам факт создания устойчивой преступной группы. Признавая конкретные случаи имитации ДТП в преступных целях, утверждали, что знакомство у всех было по большому счету шапочное.

Несколько человек после окончания суда сразу были взяты под стражу. Иными словами, получили они реальные сроки. Старший Макеев отправился в колонию общего режима на три с половиной года. Младший, как главный организатор, на четыре с половиной. Их пособники Бызов и Косов — на три с половиной и два с половиной года соответственно. Павел Майоров не зря опасался за свою судьбу. По приговору суда он проведет за «колючкой» три года.

Полковников и Алферова получили три и полтора года условно. Условными сроками отделались и другие участники группировки. А еще двое — Ермаков и Пронин вообще были амнистированы.
Источник фото: YouTube

Похожие статьи