15° ... 15°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Зареченский ТЮЗ «В Дороге»
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Зареченский ТЮЗ на днях порадовал новой постановкой о становлении личности, непростых метаниях молодежи, любви, жизни и совести.

1.jpg

Проблемы молодежи за полвека не изменились


Премьера спектакля по произведению Виктора Розова «В дороге» режиссера Андрея Шляпина, художественного руководителя Березниковского театра, состоялась в Зареченском Театре юного зрителя 21 и 22 сентября.

Постановка интересна с точки зрения самоопределения современного человека. На фоне возрастающего беспокойства о судьбе молодежи такое произведение очень кстати.

Автором представленной пьесы является советский драматург, лауреат Государственной премии СССР, автор более 20 пьес и 6 киносценариев, Академик Российской академии словесности. Был президентом Российской Академии театрального искусства и членом Союза писателей.

Он по праву считается первооткрывателем «молодёжной» темы советской драматургии в период «оттепели». Виктор Розов фактически ввел в обиход образ героя 60-х годов: максималиста, бунтовщика, ищущего свой путь в жизни. Кем быть или каким быть — что важнее для современного человека?

Изначально Розов написал сценарий для фильма под названием «А, Б, В, Г, Д…», который должны были снимать режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский. Однако съёмки не состоялись: сценарий был отклонён чиновниками от кино. Как обычно — бюрократизм задавил культуру. Спустя некоторое время Виктор Розов по просьбе Ленинградского театра имени Ленинского комсомола переделал сценарий «А, Б, В, Г, Д…» в пьесу и назвал её «В дороге».

История, написанная в 1962 году, не может быть современной, но главный герой с его поисками и нежеланием принимать те правила игры, которые диктует взрослое общество, во многом схож с современной молодежью.

2.jpg

Пьеса о молодежи


Молодой человек Володя, в достаточной степени нигилист, пофигист, эгоист и мальчик-мажор, надоевший своим родителям и самому себе своей противоречивостью, приезжает к родному дяде в маленький провинциальный уральский городок. Там он предстает перед местной простой и незамысловатой молодежью, а также родными (и прежде всего — своей кузиной) как невоспитанный, самовлюбленный, всех презирающий выскочка.

Считая их недостойными своего общества, он пытается уехать домой, но дядя (бывший партизан и трудяга) останавливает этот припадок себялюбия и отбирает у парня деньги. Но тот, упертый в своем эгоцентризме, принимает решение идти домой пешком. Двоюродная сестра Серафима бежит за ним следом. И, хотя юноша всячески огрызается на девушку и унижает ее, она все равно следует за ним. Юношей движет злость на весь мир, жалость к себе, непонятому, а девушкой — ответственность за своего московского гостя, возможно, стыд за свое окружение, которое не приняло его.

Так они проходят приличное расстояние, и во время их передвижений героям постоянно приходится сталкиваться со сценками из бытовой жизни других людей. Увиденное заполняет пробелы в их сознании, изменяет уже сформировавшееся представления об окружающем, особенно у Володи, который жил у папы с мамой и ни в чем за свою жизнь себе не отказывал — ел сладко, спал мягко, учился у лучших учителей.

Ему наплевать на людей, его волнуют проблемы вселенского масштаба. Он и не видел из московской квартиры настоящей жизни, а, между тем, на дворе — послевоенные годы, подъем целины и достаточная бедность и разруха в стране.

3.jpg

Молодые люди оказываются свидетелями чужого горя (один из контуженных на войне железнодорожников забился в припадке эпилепсии после дерзкого выражения парня о небольшой ценности человеческой жизни, и жена больного проявляет невероятное спокойствие и терпение, ухаживая за ним), и чужой радости — парень — тоже Владимир, встретившийся им, просто излучает оптимизм, хорошее отношение к людям, верит в лучшее, хотя также вырос в московской квартире и покинул ее в погонях за идеалами.

Во время путешествия молодые люди немного налаживают взаимопонимание. Впоследствии выясняется, что Сима — приемная дочь Володиного дяди — привезенная им с фронта, найденная в лесу во время боевой операции. Это обстоятельство существенно влияет на отношение к ней Володи.

Но главной темой пьесы является становление личности самого Владимира, блестяще сыгранного Сергеем Скворцовым. Всюду в ответ на попытку помочь ребятам следовала его резкая реакция, его нежелание приспособиться к обстоятельствам, которое по ходу пьесы сходило на «нет».

Отрицание того факта, что родители направили его к дяде на перевоспитание, приводит Володю в результате его приключений, вызванных протестом, к тому самому чудесному преображению. Он приобретает тот жизненный опыт, которого был лишен, находясь под родительской опекой.

Спектакль рекомендован к просмотру всем, у кого есть дети старше 13 лет. Блестяще представленный главный герой очень похоже изображает современных старшеклассников. Все эти протесты, ужимки, повышенные тона. Все эти попытки доказать свою значимость, установление своего места, желательно на троне и с короной, попытки руководить, а не исполнять — это лицо сегодняшней молодежи. И родителям, и детям будет полезно посмотреть на себя со стороны, обнаружить на подмостках свои портреты, со своими ошибками.

Фото автора

Похожие статьи