Заметки Госархива. Владимир Маяковский и  Давид Бурлюк в Пензе
Журналист
Журналист
Недавно в инстаграме появился аккаунт Госархива Пензенской области. В котором зачастую появляются весьма занимательные посты. Периодически мы будем делиться ими и с читателями нашего портала. Предлагаем вашему вниманию первый из них.

23232323.jpg

В 1914 году в Пензе со 2 по 4 марта Пензу посетила группа футуристов (В. Маяковский, Д.Бурлюк, В Каменский) в с лекциями о новом направлении искусства.

В 1914 представители футуризма решили провести серию выездных выступлений с целью пропаганды в среде провинциального студенчества и интеллигенции своих идей, так как салонной публики Москвы и Петербурга им было уже мало. Всего они посетили 17 городов, в том числе и Пензу.

В Селиверстовском художественном училище в те годы учился брат Давида Бурлюка — Владимир, который тоже принадлежал к группе футуристов. Он уже тогда успел побывать участником нескольких выставок левой живописи и среди студенчества был авторитетной фигурой.

Кроме того, в Пензе сложился кружок творческой интеллигенции вокруг салона семейства Цеге. Константин Карлович Цеге был незаурядным по меркам Пензы человеком: был близким другом В. Каменского; сам освоил фотографию, даже стереоскопическую; ловко печатал на пишущей машинке; был изобретателем; изучив электротехнику, электрифицировал свой дом.

Основным событием для города была лекция 3 марта В. Маяковского и Д. Бурлюка (В. Каменский в тот день приболел) в здании соединенного Собрания (ныне ул. К. Маркса, 8/Красная, 80). Позднее на нем была установлена мемориальная доска, посвященная этому событию, правда с упоминанием только имени В. Маяковского.

В отличие от выступлений футуристов в других городах, в Пензе встреча с ними прошла без обычных для них скандалов — не было ни ярких костюмов, ни оскорблений публики. Более того, так как организаторами выступления футуристов были ученики художественного училища, то Д. Бурлюку накануне приезда в Пензу пришлось публиковать «Письмо в Редакцию местных губернских ведомостей», где он заявил, «что к устроению лекции футуристов в Пензе ученики местного художественного училища никакого отношения не имеют».

Бурлюк читал лекцию «Кубизм и футуризм», посвященную этим новейшим течениям в живописи, сопровождал выступление показом «теневых картин» через «волшебный фонарь» (современные слайды и эпидиаскоп). 

Маяковский — «Достижения футуризма» о выработанных принципах футуристического движения: роль города в развитии общества, роль молодежи как наиболее прогрессивного слоя этого общества, задачи движения и его достижения, то есть давал общие разъяснения идеологического плана.

4 марта футуристы прогулялись по городу, удивляя своим видом местных обывателей, посетив в конце дня художественное училище, и отбыли в Москву.

На выступление футуристов местная пресса отреагировала зубоскальной статьей с заголовком «Все обошлось без скандальчиков». Интересный факт — перед этой заметкой какой-то местный знаток искусства разместил статью про футуризм как художественное течение.

Пожелав российскому футуризму скорого забвения, автор тем не менее отметил как положительный момент патриотический характер творчества итальянского лидера футуризма — Маринетти, автора фразы «война — это гигиена мира» (российские футуристы, в отличие от итальянских коллег по цеху негативно оценивали милитаристскую пропаганду предвоенного времени и больше тяготели к левым партиям).

Пройдет несколько лет и «патриот» Италии Маринетти станет одним из идеологов итальянского фашизма, а в 1942 окажется под Сталинградом.

Что случилось дальше с местным знатоком искусства — история умалчивает...

Более правдивый рассказ о визите футуристов можно найти в газете «Сталинское знамя» от 1947 года, написанное одним из очевидцев события. Он отмечает, что в начале публика только смеялась над выступлением футуристов, но после пламенной речи Владимира Маяковского зал провожал футуристов аплодисментами.

Связь футуристов с Пензой на этом не закончилась. Василий Каменский в 1916 жил в с. Кичкилейка, там он написал несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин» — главным своим произведением. Вместе с инженерами А. Яковлевым и К. Цеге он занимался усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней. В 1926 приезжал в Пензу на литературные встречи с представлением своей пьесы «Пушкин и Дантес».
Женой В. Каменского была уроженка Пензы Августа Алексеевна, в девичестве Касторская, дочь знаменитого композитора.

Владимир Бурлюк после окончания ПХУ поступил в Московское Алексеевское военное училище, которое окончил в октябре 1915 и был призван в действующую армию. Служил в Греции и, как сообщал в последнем письме брату, в свободное время занимался раскопками и даже готовился привезти на родину образцы античного искусства. Во время Первой мировой войны в 1916 году Владимир Бурлюк был мобилизован в армию. Погиб в 1917 году на Салоникском фронте.

Владимир Маяковский оказался в Пензе и в 1927 году. Он встречался с местными журналистами и поэтами, посещал губком, выступал в драмтеатре. Позже писатель упомянет Пензу в стихотворении «По городам Союза».

Мы благодарим Государственный архив Пензенской области за сотрудничество


Похожие статьи