Взрослый разговор о детских журналах
Журналист
Журналист
«Мурзилка», «Веселые картинки», «Кукумбер», «Костер», «Трамвай» за каждым из этих названий прятался огромный мир, яркий, понятный, интересный и уютный. Журналы-собеседники, журналы-воспитатели — наверняка у тех, кто постарше, они еще хранятся на антресолях, подхваченные бечевкой и пожелтевшие от времени.

2.jpg

Эпоха сменилась, и детских изданий не стало — за очень малым исключением. Одно такое исключение живет в Пензе — это умный и добрый журнал «Чердобряк». О проблемах и перспективах детской периодики портал «Пенза-онлайн» побеседовал с его автором и издателем — Мариной Танцыревой.

Проблема однодневок


— Марина, в каком состоянии находится «Чердобряк» сегодня? Новых номеров не было уже больше полугода, если не ошибаюсь.

— Дело в том, что до октября 2015 года работа велась, можно сказать, на чистом энтузиазме. Выручка не покрывала расходов. Потом журналом заинтересовалась академия «Ростум», взяла нас под опеку. И это было золотое время — мы расширили штат авторов, набрали новых художников. Но, к сожалению, ожидаемой прибыли мы за этот период не добились, и финансирование прекратилось. С мая у нас затишье. Единственное, что удалось сделать за этот период — новогодний спецвыпуск с бумажными флажками для елки. Напомнить людям о себе.

Но все не так плохо, мы никуда не делись, мы не умерли, мы по-прежнему в строю. В начале марта должен выйти новый номер, а дальше, если все пойдет хорошо, мы будем выходить уже на постоянной основе.

— Есть мнение, что проблема нехватки детских журналов надумана. Они ведь лежат в каждом киоске — красивые, яркие, красочные. Просто раньше на обложке был, например, зеленый человечек Кукумбер, а сейчас — Человек-паук.

— Как правило, это журналы-однодневки. Издательство «Эгмонт», например, приводило такие данные: средний срок жизни «брендового» детского журнала – два-три года. Популярен, например, сегодня диснеевский мультик «София Прекрасная». По нему активно выпускается мерчендайз — игрушки, постельное белье, одежда. И в том числе печатная продукция. Популярность мультика упала — выпуск мерчендайза прекращается, журналы и книжки, соответственно, тоже исчезают с прилавков. Потом появляется другой популярный мультик — и все начинается заново.

«Детей нельзя считать за дураков»


— Но ведь формально они соответствуют всем критериям детской периодики. В каждом номере — и рассказы, и головоломки, и комиксы, и полезные советы.

— Только формально, в этом-то и дело. Давайте возьмем, например, картинки. В брендовых журналах — не во всех, конечно, но в подавляющем большинстве — графика бездушная, компьютерная. Во-первых, сами персонажи, скажем так, прилизанные, с неправильными пропорциями: огромными головами, маленькими носиками, большими глазами на них. Посмотрите любой современный многосерийный диснеевский мультик – поймете, о чем я говорю. Во-вторых, они все одинаковые. Из номера в номер — одни и те же раскадровки, одни и те же позы, одни и те же выражения лиц.

 В хорошей же детской периодике иллюстрации должны быть разными. Разные персонажи, художники, стили — чтобы ребенок мог рассматривать, выбирать, решать, что ему нравится, а что нет. Чтобы у него таким образом формировались какие-то зачатки художественного вкуса.

Ну и главное, конечно же, контент. Основной недостаток брендовой периодики — вторичность. Ее цель — не научить чему-то ребенка, а продать мультфильм или сериал. Цель литературной детской периодики — познакомить ребенка с современными детскими писателями и поэтами, у каждого из которых свой стиль, свое видение мира, свои герои. Авторы литературных журналов пишут для детей, а не для коммерции. Поэтому качественный литературный журнал и современный брендовый — совершенно разные вещи.

— То есть, ключевой аспект — литературная часть. А как с ней обстоят дела у современной периодики?

— У нас почему-то очень прочно укоренилось мнение, что писать для детей нужно примитивно. На уровне «зайчик встретил ежика. Они вместе пошли гулять». Но ведь «примитивно» и «просто» — это совершенно разные вещи. Можно простым, доступным, но при этом красивым и богатым языком рассказывать очень глубокие и сложные истории. Взять, например, «Незнайку на Луне». Сказка для детей семи-восьми лет. Но в этой сказке поднимаются совсем не сказочные вопросы — от загрязнения окружающей среды до социальных проблем. Детей нельзя считать за дураков. Они, даже в самом маленьком возрасте, понимают намного больше, чем нам, зачастую, представляется.
  

От России до Австралии


— Так можно ли сегодня заниматься качественной детский периодикой?

— Можно. Но в нынешних условиях — очень трудно. Здесь нужен либо спонсор, который этим давно болеет и понимает, зачем и кому это нужно, либо государственная поддержка. У нас пока туго и с первым и со вторым. Я несколько раз обращалась к чиновникам разных уровней, долго ходила по кабинетам, но все безрезультатно. Отсутствует… понимание, наверное. Понимание того, что детский журнал — хороший, качественный, раскрученный детский журнал — далеко не такая наивная и бесполезная вещица, какой может показаться.

— Есть ли вообще в стране детские журналы, которые находятся на господдержке?

— Штук пять, не больше. «Мурзилка», но «Мурзилка»— это даже не бренд, это икона детской периодики. Хотя в Пензе, например, вы его мало где найдете — распространители не берут. По-прежнему выходят «Веселые картинки», но они, к сожалению, очень сильно потеряли в качестве и занимаются в основном перепечаткой иллюстраций и текстов из старых номеров. Есть еще «Миша», «Читайка» и калининградский «Мурр+», но вот скажите честно, вы хоть раз о них слышали? Я уже не говорю о том, чтобы держать в руках.

— Литература, кино, СМИ сегодня уходят в интернет. Можно ли перевести в интернет детскую периодику?

— Тоже интересный момент. Я считаю, что интернет предполагает совершенно иной образ и ритм мышления. Посмотрите, как мы читаем тексты в интернете. По диагонали. Ухватываем суть, но не вчитываемся в слова, не получаем удовольствие от самого процесса. Культура чтения совсем другая. Безусловно, интернет полезен и нужен, но растить на нем детей, мне кажется, все-таки не стоит.

— Так все-таки есть ли сегодня перспективы у детской периодики?

— Есть, но пока смутные. Если говорить о нашем журнале, то у нас есть читатели, но их могло бы быть и больше, потому что не все о нас знают. Как я уже говорила, необходимо понимание, культура. Детский журнал – да и детская литература вообще – это не игрушки, а серьезный и важный образовательный и воспитательный элемент. Но на одних энтузиастах они долго не продержатся.

Фото из личного архива М. Танцыревой

Похожие статьи