Выставка «Босх и Брейгель» — очаровательное зло
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В Пензенской картинной галерее открылась выставка первых мастеров хардкора и сюрреализма времен Ренессанса — Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего.

3.jpg

Мистическая выставка


В Губернаторском доме напряженная обстановка. По словам директора картинной галереи Кирилла Застрожного, пока производился монтаж выставки, было как-то тревожно, а уж после того, как необычные произведения заняли свои места на стенах, в залы и вовсе стало жутковато входить. Отчего же у самых знатных искусствоведов города появилось такое мистическое ощущение?

Первые сюрреалисты Северного Возрождения изобразили мир таким странным, неспокойным, как будто наполнили свои полотна вывернутыми наизнанку человеческими душами. Эти сюжеты на картинах одновременно и манят к себе, и отталкивают, но все до единого определенно завораживают. Непонятно, какие чувства они вызывают в большей степени — восхищение или отвращение.

Так тщательно прорисованные многочисленные персонажи картин, такие необычные сцены и сюжеты — да как только в голову такое могло прийти человеку? Зритель может надолго остановиться перед любым произведением в задумчивости, пытаясь отгадать тайну, зашифрованную в изображении.

1.jpg

— Главное для зрителя — не поддаться искушению принять зло, которое здесь выглядит просто очаровательно, — процитировал Кирилл Застрожный слова Жозе Луи Порфирио, португальского музееведа и арт-критика). Лучше и не скажешь, господин директор!


Кирилл Застрожный рассказал немного о той технике, благодаря которой нам представилась возможность лицезреть бессмертные творения.

Технология «жикле» — это высококачественное воспроизведение любого художественного произведения на настоящем холсте. Раньше при копировании картины между нами и автором стоял тот, кто сделал копию, его авторская работа. Цифровая копия полностью передает работу мастера, без участия посредников.

Увидеть в нашей стране подлинные работы Босха невозможно, так как он оставил их всего 25, и все они находятся в частных коллекциях. Работ Питера Брейгеля-старшего больше, но ненамного. Новые технологии позволили нам насладиться редким искусством, не покидая своего родного порога.

Мистические тайны мистических авторов


Вообще, если говорить о самих авторах работ, то разница между Босхом и другими художниками в том, что все изображали человека таким, какой он снаружи, и только Босх рисовал его таким, какой он внутри. При этом, Босх, обнажая человеческие сокровенные тайны и пороки, сам остался неразгаданной загадкой.

Для сравнения: живший ровно в тот же период Леонардо да Винчи исписал дневниковыми заметками, техническими выкладками и пророчествами более семи тысяч страниц! Босх же не завещал потомкам ни строчки. Пять веков мы только и делаем, что гадаем: кем он был, о чем думал и, главное, — что он имел в виду.

12.jpg

Дмитрий Бушмин, заведующий отделом современного искусства Пензенской картинной галереи рассказал о загадках, тайнах и пороках в произведениях двух великих художников.

— Нужно понимать, что все тенденции современного искусства, особенно те, которые зарождались в начале XX века (сюрреализм, к примеру), отходят к своему началу — творчеству Иеронима Босха, который был одним из первых авторов, создавших такие моменты на своих полотнах. Немало этому способствовала та историческая атмосфера, которая сопутствовала авторам — нелегкие времена начала XVI века, расцвета инквизиции. Общество было в кризисе, а авторы старались в своих работах показать этот кризис.

Босх одним из первых изобразил не только внутренний порочный мир человека, но и то, что именно делает его таким грешным — мысль о том, что человеку нет нигде ни спасения, ни прощения.

На становление людей в то время большое воздействие оказала католическая нетерпимость. У Брейгеля, воодушевленного творчеством Босха, в картинах уже присутствует определенная мягкость, но пороки современников у него показаны также очень отчетливо. В Нидерландах в то время шла кровавая война с Испанией, вся страна была полностью признана еретичной и отлученной от церкви. Пороки же остались те же, никто не хотел их трансформировать, менять себя.

Все искусствоведы, изучающие творчество Босха и Брейгеля, часто употребляют слова «возможно», «вероятно», поскольку никаких точных сведений о том, что имели в виду авторы при создании своих произведений, нет. До конца раскрыть тайну невозможно. Босха можно назвать первым создателем фильмов ужасов, поскольку его картины можно рассматривать длительное время, совсем как кинокартины.

4.jpg

Для людей той эпохи, глубоко набожных, верующих, зацикленных на религии зрелище пороков и изображений ада и дьявола, это было очень страшным делом.

Директор картинной галереи привел строчки из произведения лорда Дж. Байрона, английского поэта XVIII века, которые можно применить к одной из картин Иеронима Босха: «Выглядит мир строгом сена, стадом ослов — род людской....».

Присмотритесь к произведениям Босха и Брейгеля — возможно, они изобразили не только пороки современников, но и то, каким может стать мир при определенном попустительстве самих людей. Это ли не повод задуматься?

Фото автора

Похожие статьи