Вячеслав Филиппенков. Первый второй дирижер

Им стал музыкант, известный в Пензе как создатель и художественный руководитель струнного квартета «Премьера», работающий в составе оркестра с момента его создания в 2003 году — Вячеслав Филиппенков.
Официально мероприятие позиционировалось как «концерт-презентация» нового дирижера, и, в принципе, формат презентации как нельзя лучше описывает произошедшее. Но емкий, содержательный, очень разнообразный музыкально, концерт словно бы представлял возможности не столько даже дирижера-неофита, сколько возможности оркестра под его управлением.
Кто бы что не говорил, а от дирижера многое зависит: и в создании художественной линии, и в соблюдении баланса звучания коллектива, и в настроении, которое транслируется музыкантам и публике.
В данном случае создалось впечатление, что и коллектив, и второй дирижер работали явно на подъеме, на одном дыхании, хотя выбранные произведения были абсолютно разными и по стилям, и по смыслам. Как дирижер Филиппенков избрал достаточно экспрессивный стиль поведения за пультом. Казалось, что его порывистость и эмоциональность передавалась не только оркестрантам, но и публике.
Вечная классика была представлена симфонией №39 Гайдна, известной как «Буря на море», увертюрой Феликса Мендельсона «Гебриды (Фингалова пещера)». Далее прозвучали два сочинения, написанных для скрипки с оркестром: «Русский танец» П. И. Чайковского и знакомое многим киноманам по звучанию в целом ряде фильмов-шедевров «Танго» Гарделя.
В качестве солистки превосходно выступила Элла Алтунова. Завершилась концертная программа музыкой Клауса Бадельта из «Пиратов Карибского моря».
У каждого из представленных произведений определенно своя публика, в формате концерта-презентации это звучало адекватно. Хотя, надо отметить, подобный программный формат «ассорти» все чаще берется на вооружение в принципе: уже после выступления нашего симфонического оркестра в Пензу с гастролями приезжал оркестр Венской Императорской филармонии, который тоже совместил в программе Моцарта с киномузыкой.
Плохо это или хорошо — смотря с какой точки зрения смотреть на задачи того или иного коллектива. Вкус публики можно воспитывать, а можно ему следовать.
Так или иначе, работа Вячеслава Филиппенкова с оркестром была продуктивной. Выражу не только свое мнение, но и мнение многих присутствующих на концерте: оркестр звучал по-новому — вдохновенно и свежо.
Естественно, захотелось поговорить с Вячеславом о новой для него ипостаси.
— Когда вам предложили попробовать себя в роли второго дирижера?
— В августе прошлого года на одной из репетиций В. В. Каширский сначала намекнул на серьезный разговор, а потом этот разговор состоялся. Мне было предложено стать вторым дирижером. Для меня это было, конечно, удивительно. Я спросил у Каширского, будет ли он помогать мне в этом начинании, ведь у меня нет дирижерского образования, он обещал всестороннюю поддержку. А в декабре уже я с коллективом начал готовить программу .
— Когда вы работали в оркестре, не было ли таких мыслей, а может быть даже мечты — стать дирижером?
— Мне всегда было, где себя выразить, но о дирижировании я не думал. Так-то всегда хочется чего-то большего в плане творчества, но я был вполне доволен своим положением.
— В консерватории все музыканты получают знания по основам дирижирования?
— У нас в программе этого совсем не было как ни странно. Вот у всех народников, например, дирижирование преподают уже в рамках средне-специального образования, а у струнников — нет даже в ознакомительной форме.
— Получается, пришлось учиться с азов?
— Дирижирование, по мнению многих, — это махание руками. На самом деле, это, прежде всего работа с оркестром, потому что в результате правильно выстроенной работы музыканты играют сами, главное им не мешать и подстраховывать, подправлять их, если что-то неожиданно пойдет не так, держать баланс.
— Но, тем не менее, махать-то нужно и желательно правильно?
— А кто сказал, что я правильно махал? (смеется) Я просто танцевал под выступление музыкантов на сцене. Чтобы махать профессионально, нужно еще учиться и учиться. Опыт работы с оркестром, правда, у меня уже был: в свое время руководил камерным оркестром (правда, не дирижировал), который работал на базе кинотеатра «Октябрь», поэтому в этом плане проще. Подсказать, что надо слышать, что надо делать, я могу.
— Дирижер — и идейный вдохновитель, и организатор, и дисциплинарные функции тоже на нем. Ваши отношения с коллегами изменились?
— Я не чувствую, что что-то сильно поменялось. Мы с коллегами в таких же отношениях, как и прежде, судя по всему они мне доверяют. Но если я, как дирижер, буду чем-то недоволен, то обязательно скажу об этом, может даже и жестко.
— Как были выбраны произведения для программы?
— Все меня спрашивают, почему у концерта морская тематика. Я и сам не ведал, что получится «морской» концерт, но и правда занятно вышло — практически все названия связаны с морской темой. Программу собрал я практически спонтанно, особо не готовился. Работая в квартете, например, уже за год или за два ты знаешь свою программу, специально следишь за квартетным творчеством, держишь в голове некую базу.
В данном случае, я взял тех же Гайдна и Мендельсона, потому что недавно слушал эти произведения, и они мне понравились.
«Пираты» появились потому, что я искал что-нибудь эффектное, а «Русский танец» и «Танго», потому что решил — надо еще поработать с солистом, тем более что есть достойный вариант — Элла, хотелось, чтобы все грани и ее таланта проявились.
— Почему у вас нет дирижерской палочки, следуете последней моде?
— Я боюсь, что она у меня просто вылетит и кого-нибудь заденет, поэтому в целях безопасности обошелся без нее. На самом деле, много причин, одна из главных состоит в том, что руки — более эмоциональный вариант, но, возможно, у меня просто нет еще этого ощущения «я — дирижер. Без палочки и претензий меньше, кстати. (смеется)
— А когда появится ощущение, что вы — дирижер? Сколько надо программ отыграть в этом качестве, как думаете?
— Сложно сказать. В этом сезоне, например, я дирижировать уже не буду. Сперва была мысль повторить еще раз эту программу, но оказалось, что расписание событий уже настолько плотно забито другими оркестровыми выступлениями, что и ставить это повторение некуда. Вернее по идее можно играть концерты хоть каждую неделю, но кто на них придет?
Настроения обожания нестабильны. Бывает дифирамбы поют, а на следующий концерт приходит 20 человек. Мне это сложно понять. Если мне что-то нравится, то я пытаюсь за этим следить, а в основном люди как-то точечно реагируют: им понравится разок, а потом все угасает.
— Но вы будете продолжать каким-то образом учиться?
— Теперь это происходит подспудно. До того никогда специально за дирижерами не смотрел, а сейчас, условно говоря, включив канал «Меццо» и увидев выступление оркестра, отмечаешь, как работает дирижер. Раньше просто музыку слушал, а теперь хочешь — не хочешь, а будешь уже с этой точки зрения смотреть.
— Какова судьба квартета «Премьера»?
— Сейчас интересная ситуация происходит: мы по-прежнему квартет, но нас трое. Недавно нас покинул альтист, но мы ожидаем возвращения нашей прошлой альтистки Тани Гапоненко.
А пока втроем мы выступаем, но не делаем серьезных программ. В следующем году у нас юбилей — «Премьере» будет 10 лет, к этому событию мы непременно подготовимся особо.
Фото автора