19° ... 19°, ветер 4 м/с
94.09
100.53
Внеклассное чтение: Дорис Дёрри. «Синее платье»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Что вы почувствуете, захотите ли читать книгу, если вас предупредят, что она связана с темой смерти и потери близких людей? Думаю, не каждый отважится на такое чтение. Но ни в коей мере не скрывая, что «Синее платье» немки Дорис Дерри достаточно плотно связано со столь тяжелыми переживаниями, хочется сразу же сказать, что более светлого и жизнеутверждающего произведения, выросшего на такой почве, давно встречать не приходилось.



Сначала мы знакомимся с Флорианом — совладельцем магазина дизайнерской одежды, который недавно похоронил своего возлюбленного — вдохновенного, талантливого кутюрье Альфреда. Флориан не просто скорбит, он в ступоре. Каждая мелочь, окружающая его, так или иначе, напоминает об Альфреде, двигаться по жизни дальше становится невозможно. И хотя партнер Флориана умер от рака, то есть его угасание длилось определенный промежуток времени, уход был в какой-то мере предсказуем, смириться с ним парню было очень сложно.

Стремясь сохранить ускользающие детали и свидетельства того, что его любимый существовал, Флориан однажды решил вернуть одно из последних творений Альфреда — уникальное синее платье и отправился к купившей его клиентке по имени Бабетта.

У этой женщины — тоже потеря. Внезапная, неожиданная, однако кажущаяся посторонним даже романтичной — ее муж попал под машину на Бали во время отпуска. Бабетта теряет смысл жизни после смерти любимого, ее существование становится однообразным, бесцветным и пустым, зацикленным на внутренних диалогах с погибшим мужем. Флориан и Бабетта сближаются на почве похожих ситуаций и, в конце концов, их дружба начинает приносить определенные плоды.
Герои отвоевывают пространство жизни у подавившей их скорби очень медленно, постепенно и трудно, но достоверно и результативно. Немало книг и целых философий скатывается в конечном итоге к фразе «все умрут». Есть варианты эпических преодолений вроде «все умрут, а я останусь», есть оптимистическо-фантастические, даже эзотерические варианты «смерти нет».

«Синее платье» — это хорошая, не противоречащая реальности, очень человеколюбивая история, в которой отсчет времен года автор, не применяя никаких насильственных методов и не призывая на помощь экзальтацию чувств, смещает в сторону «за зимой придет весна».

Читая «Синее платье» понимаешь, насколько сильной может быть любовь, только однозначного ответа на вопрос «Повезло ли человеку, которому выпало на долю чувство такого масштаба?» нет. Слишком уж опустошает, выжигает утрата. Герои постоянно задаются вопросами «Где ты?», «Куда ушел?», «Почему ты не рядом?», «Как увидеть тебя еще хотя бы раз?». Флориан пытается обратиться к религиозным или эзотерическим переживаниям, которые не дают эффекта, Бабетта просто блокирует невозможность на эти вопросы ответить.

На мой взгляд, эти самые очевидные вопросы, связанные со смертью, нечасто озвучивают, а ведь именно с ними нас оставила цивилизация, вытеснив религиозное восприятие мира. Встреч с ушедшими больше ждать не приходится. Территорий утешения не существует. Горний и дольний миры теперь сосредоточены в каждом из нас.

А еще эти же самые вопросы вполне уместно задавать себе в сложных жизненных ситуациях, если их вполне себе живой адресат рядом отсуствует, это очень хорошая проверка на то самое «в горе», возможно, если они сами собой возникают, необходимо, чтобы данный персонаж для нас «умер»?

Вообще сплетение жизни и смерти на страницах этой книги очень ощутимо. Оно является и в чередовании воспоминаний героев о своих вторых половинках с картинами настоящего, и в балансировке сознания между состояниями «включено-выключено», и в ярких этнических зарисовках об отношении к смерти на Бали, где происходит ряд событий, и в Мексике на празднике мертвых, который Бабетта с Флорианом решают посетить, чтобы попробовать ощутить новый опыт.

Рассказать о страшном нестрашно, не взвинчивая читателя, нарочно не увлекая его в пучину отчаяния и слез — очень похвальное качество. «Синее платье» написано современным, достаточно простым, но проникновенным и выразительным языком, произведение полно нежности и очень кинематографично по сути, что неудивительно — Дорис Дерри не только писательница, но и режиссер, сценарист и кинокритик.

Фото — http://www.gala.de


Похожие статьи