В Пензенской картинной галерее восстановят картины



Гости из столицы
В наш художественный музей прибыли студенты-практиканты 5 курса Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по специализации реставрации станковой масляной живописи во главе со своим руководителем практики — доцентом кафедры Методики реставрации станковой масляной живописи Алексеем Березиным.
Первым встретил гостей директор галереи Кирилл Застрожный, который представил ребятам 6 произведений из собрания музея. Это работы в течение трех недель будут находиться на «лечении» у студентов.
Поскольку во втором корпусе картинной галереи — Губернаторском доме —существует отдел современного искусства, то именно там и решено было провести знакомство молодых реставраторов с их будущими «подопечными». В Пилястровом зале Губернаторского дома открылась небольшая выставка произведений, ожидающих реставрации: натюрмортов Г. Блюменфельда и А.Баранова, портрета императора Александра II, кисти неизвестного художника, «Морского пейзаж», созданного художником Лундом Н.Е, а также «Портрета мужчины, курящего папиросу», выполненного неизвестным мастером.
С каждой из этих картин директор нашего художественного музея познакомил присутствующих, как со старым другом. Рассказал о «Морском пейзаже», не уступающем по красоте произведениям Айвазовского.
— Я сделал фото на фоне этой картины, — рассказал Кирилл Застрожный, — и многие стали спрашивать, что это за произведение великого мариниста прячет Пензенская картинная галерея. У нас в фондах имеется три полотна Айвазовского, они — часть основной экспозиции. Эта картина Лунда нуждается в реставрации, поэтому мы ее не показываем. Но вскоре сможем, я в этом уверен.
Манеру, в которой написан натюрморт Блюменфельда, Кирилл Застрожный сравнил с творчеством Аристарха Лентулова. Обратил он также внимание на замечательные портреты русского царя-победителя Наполеона и мужчины с папиросой, которые полны внутренней силы, заставляют остановиться и всмотреться в них.
— В этом году мы направили 5 картин и икону во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря. Теперь вот в рамках подготовки дипломных проектов доверяем еще несколько своих экспонатов молодым специалистам. Мы стараемся восстановить наши фонды и предоставить посетителям возможность ознакомиться со всеми нашими богатствами. Ни разу у нас еще не было такой практики. В штате не имеется реставратора. 14 тысяч единиц экспонатов в фонде, и некоторые из них находятся в состоянии, не позволяющем их выставлять, хотя представляют большую ценность. Необходимо это исправлять, — отметил Кирилл Застрожный.
Необходимо сказать, что реставрационные работы студенты выполнят абсолютно бесплатно. Пензенская картинная галерея предоставит им все необходимое, а также познакомит со своими фондами. Кирилл Застрожный, желая создать для гостей атмосферу полного погружения в пензенскую культуру, предложил при наличии свободного времени посетить филиал картинной галереи в Никольске, а также «Тарханы».
Среди выпускников — наши земляки
Приятной неожиданностью для нашего музея стало то, что среди студентов, есть и наши земляки: Алена Бушмина и Никита Поляков выросли на Пензенской земле и были выпускниками Пензенского художественного училища. Именно благодаря их инициативе группа практикантов из 6 человек направилась в Пензенскую картинную галерею.

Алена Бушмина рассказала о том, как она — выпускница художественной школы № 2 и художественного училища — решила продолжить обучение полюбившейся профессии и отправилась для этого в Москву. Для реставратора важны не только практические навыки, но и знания истории для того, чтобы атрибутировать картину, провести исследование, и иметь возможность правильно провести восстановительные работы. Они помогают и в распознавании манеры письма искусствоведами-исследователями, которые могут оказать помощь не только в восстановлении картин, но и правосудию при поиске картин или их владельцев.
Ребята еще не распределили между собой картины, но Алена уже выбрала свой экспонат — это двухсторонняя картина А.Баранова «Мать и дитя», созданная им в 1918 году. Ее восстановление будет сложнее, так как на обороте тоже есть картина, хотя и не являющаяся экспозиционной частью.
Руководитель группы Алексей Березин рассказал о том, что работа реставратора сравнима с работой врача. Он берется восстановить любое произведение и делает для этого все необходимое независимо от жанра, стиля и степени его разрушения, потому что каждое произведение уникально, как врач лечит любого пациента. На протяжении 20 лет Академия помогает восстанавливать живопись региональным музеям. Ранее представители Академии были в Саранске, но очень хотели попасть в Пензу.
Первый день в музее оказался для ребят ознакомительным. Несколько часов они осматривали экспозиции двух корпусов, которые произвели на них сильнейшее впечатление. К реставрационным работам студенты приступят в понедельник.
Студенты лично презентуют пензенской публике отреставрированные шедевры. Портал «Пенза-Онлайн» будет держать читателей в курсе.
Фото автора