-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Улица трех кладбищ
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
С тремя старыми кладбищами на Захарова периодически хотят что-то сделать. Может быть, нужно просто правильно преподнести?

0.jpg

В Москве достопримечательностей очень много. Но вся Россия знает про площадь трех вокзалов — она же Комсомольская. Своя уникальная локация с приставкой «три» есть и в Пензе. Вдоль улицы Захарова расположились сразу три недействующих кладбища: русско-польское, татаро-еврейское и Мироносицкое (или Западное — не путать с Новозападным).

Некрополи вполне мирно соседствуют с пенсионным фондом, музыкальным училищем, филиалом Рослесинфорга. А сервис «Авто-СПА» и вовсе уютно расположился аккурат на границе между Мироносицким и русско-польским кладбищами.

Тем не менее, периодически поднимается тема о том, что землю в самом сердце города надо использовать рациональней. Так, десять лет назад ставился вопрос о создании на месте захоронений мемориальной зоны. Наши коллеги приводят в своей публикации слова руководителя МУП «Спецбюро» Пензы Василия Бизикова:

«Мемориально-парковая зона подразумевает, что там будет общая стела, будут те могилы, за которыми ухаживают. Здесь разобьют аллейки, чтобы люди могли сюда приходить»


Некоторое время назад обсуждался и вопрос о сносе русско-польского кладбища, но хода он не получил.

Осмотр на местности


Благодатную почву для таких идей предоставляло состояние кладбищ, в первую очередь, русско-польского. Функцию свою оно выполняло с 1910 по 1965 годы. Долгое время его окружал старинный полуразвалившийся забор, внушавший мистический ужас всем пензенским детям: до вековых захоронений было в буквальном смысле рукой подать. В 2013 году погост окружили металлической оградой. Но на этом косметический ремонт закончился. Сегодня пробраться к большей части могил сквозь заросли довольно проблематично.

1.jpg

Когда ворота кладбища последний раз видели открытыми — неизвестно. Да и заметишь их не с первого раза.

2.jpg

А желающие попасть внутрь должны были идти в обход.

3.jpg

Совсем иначе складывалась судьба кладбища Мироносицкого. Появившееся еще в XVIII веке, оно также было закрыто для новых захоронений в 1960-е годы. Но расположенный на нем Успенский собор, получивший в 1931 году статус кафедрального, в советские годы оставался одним из немногих мест, куда могли прийти православные верующие. Благодаря этому погост оставался в ухоженном и даже по-кладбищенски уютном состоянии.

4.jpg

Но самая бурная жизнь кипела на другой стороне улицы Захарова, причем, как правило, не днем, а ближе к ночи. Новые захоронения здесь не появлялись с 1967 года. Последние пристанища приложившихся к народу своему привлекали внимание неформальной молодежи, которая в девяностые и нулевые любила проводить время среди могил со звездами Давида под кронами разросшихся деревьев. Кто-то устраивал готические свидания на остове разрушенного склепа, кто-то разливал по пластиковым стаканчикам алкогольные напитки, усевшись на каменный постамент. Третьи же приходили сюда далеко не с мирными целями. Иудейские захоронения несколько раз подвергались нападениям вандалов.

5.jpg

Последнее произошло в 2013 году, после чего пензенская еврейская община взялась облагородить некрополь. Кладбище обнесли сплошным забором, установили сторожку, ворота с иудейской символикой. На территории стали появляться ухоженные тропинки, надгробия привели в порядок. Правда, забор по-прежнему есть только с «лицевой стороны». Это, кстати, породило в свое время немало шуток по поводу того, сколь символично заканчивается на кладбище пензенская Тропа здоровья.

6.jpg

Уникальное место


Мы это все к чему? История каждого из кладбищ по-своему показательна. Русско-польское — пример заброшенности, Мироносицкое, наоборот, демонстрирует почтенное отношение живых к мертвым. А татарско-еврейское показывает, что никогда не поздно первый вариант превратить во второй.

И если что-то и нужно делать с погостами в центре Пензы, то точно не уничтожать и не переносить. А еще — почаще упоминать везде, где можно, про пензенскую фишку, «улицу трех кладбищ», относящихся к четырем разным конфессиям. Поверьте, на такой продукт территориального маркетинга найдется свой спрос. Кладбища, между прочим, давно уже стали объектом туризма: «веселое» в Румынии, старое еврейское кладбище кладбище Праги или кладбище Сталл в американском штате Канзас, прозванное «Вратами в Ад». Стоит думать, что и улицей трех кладбищ заинтересуются любители городской и кладбищенской эстетики.

Есть своя доля истины и в сказанных десять лет назад словах МУП «Спецбюро». Кладбище в нашем обыденном понимании воспринимается как место сугубо траурное, скорбное. Но в отношении исторических мест захоронения Пензы скорее уже стоит применять понятие «мемориальные». В конце концов, никого же не смущают свидания и детская площадка около мемориала воинам-афганцам.

Конечно, это не значит, что надо превращать их в парк культуры и отдыха. Всего лишь сделать их более доступными для посетителей — и возможно, старые могилы сами по себе станут принимать более ухоженный вид. Но это уже вопрос «ремонта» в головах.

Фото автора


Похожие статьи