Улица трех кладбищ



В Москве достопримечательностей очень много. Но вся Россия знает про площадь трех вокзалов — она же Комсомольская. Своя уникальная локация с приставкой «три» есть и в Пензе. Вдоль улицы Захарова расположились сразу три недействующих кладбища: русско-польское, татаро-еврейское и Мироносицкое (или Западное — не путать с Новозападным).
Некрополи вполне мирно соседствуют с пенсионным фондом, музыкальным училищем, филиалом Рослесинфорга. А сервис «Авто-СПА» и вовсе уютно расположился аккурат на границе между Мироносицким и русско-польским кладбищами.
Тем не менее, периодически поднимается тема о том, что землю в самом сердце города надо использовать рациональней. Так, десять лет назад ставился вопрос о создании на месте захоронений мемориальной зоны. Наши коллеги приводят в своей публикации слова руководителя МУП «Спецбюро» Пензы Василия Бизикова:
«Мемориально-парковая зона подразумевает, что там будет общая стела, будут те могилы, за которыми ухаживают. Здесь разобьют аллейки, чтобы люди могли сюда приходить»
Осмотр на местности
Благодатную почву для таких идей предоставляло состояние кладбищ, в первую очередь, русско-польского. Функцию свою оно выполняло с 1910 по 1965 годы. Долгое время его окружал старинный полуразвалившийся забор, внушавший мистический ужас всем пензенским детям: до вековых захоронений было в буквальном смысле рукой подать. В 2013 году погост окружили металлической оградой. Но на этом косметический ремонт закончился. Сегодня пробраться к большей части могил сквозь заросли довольно проблематично.

Когда ворота кладбища последний раз видели открытыми — неизвестно. Да и заметишь их не с первого раза.

А желающие попасть внутрь должны были идти в обход.

Совсем иначе складывалась судьба кладбища Мироносицкого. Появившееся еще в XVIII веке, оно также было закрыто для новых захоронений в 1960-е годы. Но расположенный на нем Успенский собор, получивший в 1931 году статус кафедрального, в советские годы оставался одним из немногих мест, куда могли прийти православные верующие. Благодаря этому погост оставался в ухоженном и даже по-кладбищенски уютном состоянии.

Но самая бурная жизнь кипела на другой стороне улицы Захарова, причем, как правило, не днем, а ближе к ночи. Новые захоронения здесь не появлялись с 1967 года. Последние пристанища приложившихся к народу своему привлекали внимание неформальной молодежи, которая в девяностые и нулевые любила проводить время среди могил со звездами Давида под кронами разросшихся деревьев. Кто-то устраивал готические свидания на остове разрушенного склепа, кто-то разливал по пластиковым стаканчикам алкогольные напитки, усевшись на каменный постамент. Третьи же приходили сюда далеко не с мирными целями. Иудейские захоронения несколько раз подвергались нападениям вандалов.

Последнее произошло в 2013 году, после чего пензенская еврейская община взялась облагородить некрополь. Кладбище обнесли сплошным забором, установили сторожку, ворота с иудейской символикой. На территории стали появляться ухоженные тропинки, надгробия привели в порядок. Правда, забор по-прежнему есть только с «лицевой стороны». Это, кстати, породило в свое время немало шуток по поводу того, сколь символично заканчивается на кладбище пензенская Тропа здоровья.

Уникальное место
Мы это все к чему? История каждого из кладбищ по-своему показательна. Русско-польское — пример заброшенности, Мироносицкое, наоборот, демонстрирует почтенное отношение живых к мертвым. А татарско-еврейское показывает, что никогда не поздно первый вариант превратить во второй.
И если что-то и нужно делать с погостами в центре Пензы, то точно не уничтожать и не переносить. А еще — почаще упоминать везде, где можно, про пензенскую фишку, «улицу трех кладбищ», относящихся к четырем разным конфессиям. Поверьте, на такой продукт территориального маркетинга найдется свой спрос. Кладбища, между прочим, давно уже стали объектом туризма: «веселое» в Румынии, старое еврейское кладбище кладбище Праги или кладбище Сталл в американском штате Канзас, прозванное «Вратами в Ад». Стоит думать, что и улицей трех кладбищ заинтересуются любители городской и кладбищенской эстетики.
Есть своя доля истины и в сказанных десять лет назад словах МУП «Спецбюро». Кладбище в нашем обыденном понимании воспринимается как место сугубо траурное, скорбное. Но в отношении исторических мест захоронения Пензы скорее уже стоит применять понятие «мемориальные». В конце концов, никого же не смущают свидания и детская площадка около мемориала воинам-афганцам.
Конечно, это не значит, что надо превращать их в парк культуры и отдыха. Всего лишь сделать их более доступными для посетителей — и возможно, старые могилы сами по себе станут принимать более ухоженный вид. Но это уже вопрос «ремонта» в головах.
Фото автора