Ударим пензенским туризмом по бездорожью и кризису
Журналист
Журналист
Анна Очкина

Историческое и культурное наследие края — это серьёзный экономический ресурс, и его необходимо использовать рационально и последовательно. И самый очевидный здесь путь — развитие туристической привлекательности региона, что даёт множественный социально-экономический эффект.

Усадьба в Тарханах


Экономисты по-разному оценивают перспективы социально-экономического развития России, споры о том, есть кризис или уже нет, или, даже, ещё нет, не прекращаются. Но какие бы тенденции эксперты ни высматривали, в большинстве регионов рынок труда как минимум не расширятся. А это означает, что даже при относительно невысоком общем показателе безработицы, всё больше и больше молодых людей будут сталкиваться с проблемами при поиске работы, и самые большие проблемы возникнут у них с получением так называемой «хорошей работы» — постоянной, с оформлением трудового договора, с «белой заработной» платой, социальными гарантиями и перспективами роста. А это означает не только то, что молодые люди долгое время будут испытывать материальные трудности, но и то, что трудовой потенциал региона будет формироваться в искаженных, ограниченных условиях.

Не будем и забывать, что мы живём в полноценном потребительском обществе, в котором ценности потребления, материального достатка, статус вещей и их влияние на жизнь и социальное самочувствие человека очень высоки. И молодые люди принуждены либо постоянно пребывать в состоянии потребительской фрустрации, либо пользоваться помощью родителей. У нас немало очень-очень самоотверженных родителей, готовых поддерживать детей, их супругов, их детей, а если доживут, то и их внуков. Но и это тоже совсем не здорово, хотя и трогательно.

Но почему бы и не помочь этому самостоятельному поиску, причем так, чтобы и губернии была прямая польза? Думаю, нужно стимулировать инициативу там, где можно создавать много хороших рабочих мест, используя своеобразие и культурный потенциал региона.

Историческое и культурное наследие края — это серьёзный экономический ресурс, и его необходимо использовать рационально и последовательно. И самый очевидный здесь путь — развитие туристической привлекательности региона, что даёт множественный социально-экономический эффект. Это и привлечение средств в регион, и повышение его известности, формирование положительного имиджа, в том числе и инвестиционного, и создание рабочих мест, и оживление социально-культурной среды. Последнее очень важно опять-таки с точки зрения сохранения трудового, человеческого потенциала региона. Чем интереснее жизнь в городе и области, чем больше возможностей существует для полноценной профессиональной деятельности, социального и культурного развития, тем меньше оснований для «исхода» молодёжи из края, для отъезда за лучшей долей.

Тарханы


В каждом регионе потенциальные объекты и маршруты туризма, и наиболее перспективными с социально-экономической точки зрения являются следующие его виды. Во-первых, познавательный туризм, привлекающий организованные группы, прежде всего, школьников, для познавательных экскурсий. В Пензенской области можно организовать комплексную тематическую экскурсию, посвященную жизни и творчеству Лермонтова, Мейерхольда, Белинского, Ключевского.

Это только пример, наша область имеет богатую историю и культурные традиции. Ведь, можно не только посетить Тарханы, но и посмотреть замечательные спектакли «Вадим» и «Герой нашего времени», не просто сходить в музей Мейерхольда, но и побывать в уникальном театре Доктора Дапертутто. Для школьников могут быть организованы лекции по творчеству Ключевского или Белинского в педагогическом институте Пензенского госуниверситета. И правда, если подумать, зачем изобретать специальные программы и уроки для развитию патриотизма или нравственности, когда можно и нужно приобщать детей и молодёжь к тому, что создано нашей историей и культурой? К организации таких экскурсий можно привлекать студентов разных направлений: будущих педагогов, историков, филологов, журналистов, историков, социологов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью и т. д.

Во-вторых, очень перспективен оздоровительный и спортивный туризм. Пензенская область имеет славную спортивную историю, хороший спортивный потенциал, в регионе много живописных уголков, пригодных для занятий различными видами спорта. Есть и определенная материальная база: дома отдыха, туристические базы. Нужно создать постоянные площадки, где могли бы происходить соревнования, спортивные мастер-классы, фестивали и праздники, связанные со здоровьем и спортом.

Туризм


В-третьих, исторический туризм. В нашей области много памятников истории и археологи, есть сильные историки, археологи, культурологи, знатоки истории края. Это также может быть основой для развития туризма, как внутреннего, так и, как минимум, межрегионального.

А есть ещё и гастрономический, деловой, фестивальный и социальный туризм, и для каждого в регионе есть свои возможности и ресурсы.

Хочу, однако, подчеркнуть, что туризм как отрасль экономики может быть довольно коварной по отношению к рынку труда. С одной стороны, на пике развития она создаёт немало рабочих мест, но, с другой стороны, многие из этих рабочих мест предполагают относительно низкую квалификацию, они, как правило, не дают постоянной занятости или вовсе являются сезонными. Поэтому важно создавать целую туристическую сеть, которая могла бы работать и на регион вне зависимости от туристических наплывов или спадов. Это и постоянно действующие творческие площадки, мастер-классы, клубы, на которых можно организовывать как большие фестивали, так и локальные события. Это позволит сделать рабочие места в этом секторе постоянными и относительно привлекательными для молодёжи.

Разумеется, в этой бочке туристического мёда есть ложка экономического дёгтя. Прежде всего, такое процветание туризма возможно только на основе развитой инфраструктуры. Необходимы хорошие дороги и удобный транспорт, как между городами и сёлами области, так и между нашим и другими регионами. А это уже не по силам индивидуальной инициативе, нужна поддержка как региональной, так и федеральной власти, необходима последовательная программа. Для развития туризма такого масштаба нужны доступные, дешёвые и при этом относительно удобные гостиницы, здесь региональное руководство может привлекать бизнес, предлагая выгодные условия кредитования при реализации необходимых региону строительных проектов. Кроме того, внутренний туризм не очень популярен и, следовательно, не представляет собой зоны сколько-нибудь заметного устойчивого спроса. Значит, помимо усилий по развитию инфраструктуры нужно ещё заботить о том, чтобы популяризировать регион как туристический, создавать ему особый имидж, вести последовательную и целенаправленную рекламную кампанию. Всё это требует усилий и средств.

В то же время и строительство, и благоустройство, и работа по созданию и продвижению городского имиджа также создают рабочие места, привлекают инвестиции в регион. Так что, как минимум, стоит попробовать. Возможно и даже желательно здесь межрегиональное взаимодействие. Межрегиональный проект развития внутреннего туризма может начаться с выявления возможностей каждого региона в смысле инфраструктуры, рекреационных и экскурсионных маршрутов. Здесь опять можно использовать студентов социологов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью для того, чтобы они исследовали потенциальные спрос и предложение туристических услуг в каждом регионе, предложили идеи по использованию существующих возможностей, выявили бы перспективы и проблемы. Региональная социологическая лаборатория при правительстве области — не такая уж и затратная, но очень нужная вещь.

Одновременно это — и рабочие места для молодых специалистов, кузница кадров. Выявив наиболее перспективные направления, несколько регионов объединенными усилиями могут совместно развивать и продвигать их, реализуя инфраструктурный проект, который вполне при определенных усилиях может получить федеральное финансирование, и часть средств от которого будет стабильно поступать в фонд развития коммуникаций и социальной инфраструктуры в регионе. Постепенно проект может стать вполне прибыльным, если первоначально вкладывать средства в инфраструктуру внутреннего туризма и в формирование локальных проектов «обмена туристами»: школьные экскурсии, экскурсии выходного дня, социальные экскурсии и т. п.

Понимаю, что мой текст сильно напомнит кому-то знаменитую речь Остапа Бендера про Нью Васюки. И всё же это не пустые мечтания. Самое главное богатство, которым обладает каждый регион — это его люди, его культура и его история. И нужно использовать эти ресурсы, для улучшения жизни в настоящем и для обеспечения будущего. И хорошие рабочие места для молодых — это и есть залог достойного будущего. И ещё. Конечно, ничто хорошее не делается легко и просто. Но лучше созидать, ошибаясь, мучаясь, но двигаясь вперёд, чем искать причины невозможности для деятельности, а потом в гораздо больших страданиях ликвидировать последствия бездействия.

Источник фото: http://welcome2penza.ru/


Похожие статьи