-6° ... -9°, ветер 2 м/с
101.68
106.1
Триумф необычного фотохудожника Бориса Косова
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В прошлую субботу в Доме молодежи открылась выставка фотохудожника Бориса Косова «Дающие жизнь». Очередной триумф фотоискусства доступен любому жителю Пензы (или гостю города) в фойе второго этажа.



Картины или фотографии?


На стенах расположены фотографии, сильно напоминающие картины. В них нет остановившихся мгновений из жизни леса, природных явлений во всем своем разнообразии, парящих облаков и птиц, захваченных фотографом прямо в процессе их грациозного полета. На стенах изображения статичны: такие, какими они и должны быть на полотнах настоящих художников — неподвижные, в четко выверенных местах и при тщательно подобранном освещении. Это — портреты и натюрморты.



Они до такой степени ярки, так великолепно расставлены акценты, что невозможно с первого взгляда поверить, что это фотографии, а не картины. Главное отличие фотографии от картины — именно в моменте создания произведения. Момент создания фотографии — один миг, требующийся для нажатия кнопки фотокамеры. Картину создают много дней, добавляют штрихи, мазки, чтобы точнее передать свет, цвет, фактуру. Конечно, есть всякие хитрости и у фотографов — игра света, фотошоп, но фотографию с картиной спутать сложно.

Некоторые художники пишут с фотографической точностью, например В.В. Верещагин (чью выставку автору этой публикации посчастливилось лицезреть в середине июля этого года в Русском музее в Санкт-Петербурге). Мастер писал, как корреспондент с мест боевых действий в Туркестане, когда точность изображения была не только изюминкой автора, но и являлась обязательным качеством для того, чтобы картины с мест сражений пригодились для истории, и не только искусств. Он изображал мельчайшие подробности увиденного, детали костюмов, выражения лиц, все то, что сейчас мы видим на фотографиях.

Борис Косов превратил свои фотографии в картины. Сколько, должно быть, труда было вложено в процесс подготовки к тому моменту, как щелкнет кнопка и появится кадр.
Перед нами женские портреты — спокойные, задумчивые, игривые, загадочные лица. Женские образы скрываю тайну, каждый — свою. На них хочется подолгу смотреть, пытаясь проникнуть в эту тайну, догадаться, кто эта незнакомка, что скрывается за загадочным блеском глаз.



Один из образов тут же приходит на ум — «девушка с жемчужной сережкой». И девушка, и платок на голове, и сережка на месте. Та же поза, приблизительно то же выражение лица. Но, современность накладывает свой отпечаток, и во взгляде девушки уже не видно того смирения, робости, какой-то мечтательности. Современная девушка — дерзкая, знает, чего она хочет, в ее глазах тоже тайна, но уже другая. Долго можно стоять перед этим портретом, руки сами потянулись погуглить, найти в интернете Вермееровский портрет и поискать различия.
От нескольких натюрмортов невозможно оторвать глаз.

Работа под названием «Мой Пушкин» просто завораживает. Тут вам и пистолет дуэльный, и свечи, и рукопись, осенние листья. И сразу на ум приходит: « Унылая пора, очей очарованье…» Бордовая драпировка, рубиновое вино в бокале — как естественно это все смотрелось бы на холсте, исполненное маслом, нежели на фотографии. И, тем не менее, это — работа фотохудожника.

Слово мастера

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовала с самим мастером фотографии Борисом Косовым.



— Откуда взялось название выставки «Дающие жизнь»?

— Моя мама дала мне жизнь. Поэтому я так и назвал выставку из работ, посвященных женщинам, которые дают жизнь. Женщина — уникальный человек, она может подарить жизнь новому человеку в отличие от мужчины. Без женщин не существует жизни.

— А вот, к примеру, девушка с жемчужной сережкой. Как пришла в голову такая идея? Навеяна произведением Вермеера, или просто увидели хороший ракурс?

— Конечно, понравилась идея Вермеера, очень хорошая. Решил воплотить ее, нашел модель, получилось неплохо.

— Как вы пришли в эту профессию?

— Случайно. Дочь подарила мне хороший фотоаппарат. Я увлекся сначала съемками природы, потом меня захватил сам процесс. Потом я попал в фотоклуб «Пенза», познакомился с Сергеем Майоровым, и потихоньку стал втягиваться в процесс создания фотографий. Потом меня потянуло на портреты. Природа мне нравилась в Засечном, но все никак не могу снять зимой иней на деревьях, есть у меня такая задумка. Сложно поймать красоту природных явлений. С портретами проще.

— А где брали образы?

— Все образы как-то появлялись, один за другим. Девушки сами подсказывали идеи. Это все мои коллеги из областной больницы, где я работаю врачом. Они сейчас должны прийти на выставку, посмотреть на результат нашей совместной работы.

— Еще планируете делать свои выставки?

— Здесь немного неудачное расположение для фотографий, свет не очень хорошо падает, но в принципе, я рад, что показал работы.

Борис Косов не просто фотограф-любитель. Его работы уже заслужили множество наград. В 2014 года фотохудожник удостоился Золотой медали FIAP (Румыния), в 2015 были получены золотая медаль PSA (Американское Фотографическое Общество) в Индии и Серебряная медаль Фотоклуба PR в Польше. В прошлом году Борис удостоился четырех наград — золотых медалей PSA (Австралия) и FIAP (Гонконг), серебряной медали Golden Salon (Дания) и Memorial Gold Plagugue (Гонконг) за сет из 12 фоторабот. На этом он останавливаться не собирается, и можно его только поддержать в таком прекрасном деле.

В нашем городе часто вдруг появляются настоящие звезды: врач — блестящий фотограф, а в его больнице работают настоящие модели. Нужно уметь видеть красоту в любом человеке и в любом предмете. Давайте посмотрим вокруг, попытаемся увидеть что-то необычное, привлекательное. Можно запечатлеть это в своей памяти, можно сделать пару снимков телефоном, и уж если кто владеет кистью и красками — будет вообще замечательно. А, если хотите, приходите на второй этаж Дома молодежи, там тоже есть несколько кусочков красоты.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи