Тайна картины Римской-Корсаковой
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В одном из залов Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого находится большой портрет прелестной женщины в розовом наряде с цветами в темных кудрях. Надпись на портрете гласит, что принадлежит он кисти Франсуа Ксавье Винтерхальтера. Изображенную на нем красавицу зовут Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова. С портретом этим, героиней и его автором связана интереснейшая история, которая чудесным образом переплетена с историей нашего Пензенского края.


Героиня


Варвара Дмитриевна происходила из костромского рода дворян Мергасовых. В 16 лет обворожительная девушка вышла замуж за выпускника Московского университета, любимца света Николая Римского-Корсакова, семья которого оставила заметный след в истории русской культуры.

Семья Римских-Корсаковых была широко известна в обеих российских столицах Российской империи. Им принадлежали около 2500 душ мужского пола в Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерниях, в том числе селах Архангельское, Голицыно (Саранского уезда Пензенской губернии). Возвышение этого рода началось, по-видимому, когда один из Римских-Корсаковых стал штатным фаворитом императрицы Екатерины II. Бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным. Она прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами. А мама его, Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. И даже поговаривали, что именно с нее списана Софья, главная героиня произведения «Горе от ума».

Николая и Варвару Римских-Корсаковых знал в Москве Л.Н. Толстой. Он вывел их в картине бала в образе Корсунских в своей «Анне Карениной». «Лучший кавалер» (Николай Сергеевич) главный кавалер балов. А в «невозможно обнаженной красавице Лиди» можно увидеть Варвару Дмитриевну.

Николай Римский-Корсаков в 21 год он был избран предводителем вяземского дворянства. Когда же началась война, он ринулся в Севастополь, где, проявляя удивительную храбрость, получил Георгиевский крест.
Разрыв отношений прекрасной пары, у которых к тому времени было уже трое детей, произошел вследствие дуэли Николая Сергеевича с неким Козловым, о чем отчаянно сплетничала вся Москва. Поводом по слухам послужила Варвара Дмитриевна. Военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, и он подал в отставку. Брак был расторгнут. Варвара Дмитриевна перебралась во Францию.

Вслед за этим, Римская-Корсакова очаровала Европу середины XIX века. Поговаривали даже, что в нее был влюблен сам император, племянник Бонапарта, Наполеон III. Как бы то ни было, Варвара Дмитриевна вступила в кокетливое противостояние с его супругой императрицей Евгенией.

Париж склонялся в восхищении перед красотой той, кого называли «Венерой из Тартара» («la Venus tartar»). Почему из Тартара? Необходимо вспомнить значение этого названия. Тара и Тарх дети Бога Перуна, а славяне считали их своими покровителями, а себя называли их детьми, или тартарами.

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Тартария. Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, именуются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая» , сказано в энциклопедии «Британика» (Encyclopedia Britannica, Vol. III, Edinburgh, 1771, p. 887).
Венера же, согласно легендам Древнего Рима, — богиня любви и красоты. Такой имидж имела русская красавица в тогдашней парижской среде.

Умерла Римская-Корсакова от сердечной болезни в возрасте 45 лет. Сын Николай продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где женился на девице Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Ланским, в свое время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей — в честь своей матери.


Автор


Автором портрета прекрасной Варвары Дмитриевны был немецкий живописец, один из самых модных портретистов середины XIX века Франц Ксавье Винтерхальтер. Он был мастером светского и придворного портрета и создал единственную в своём роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы. Многие великосветские дамы записывались в очередь к нему, дожидаясь права заказать свой портрет. Франц Винтерхальтер пользовался расположением императрицы Евгении, писал ее портреты.

По заказу британской королевской семьи, художник создал портреты королевы Виктории и всего ее семейства. Будучи в Верхней Баварии, он написал портрет царицы Марии Александровны. Впоследствии стиль его работы меняется, он перестаёт делать предварительные наброски портретируемых.

Вместо прежней академической манеры, напоминающей миниатюры на эмали, приходит свободный мазок в духе романтизма. Писал он в этой манере и Римскую-Корсакову, причем дважды. Один портрет висит в пензенском музее, второй занял почётное место в парижском музее Орсе (Portrait of Madame Barbe de Rimsky-Korsakov). Художник сам, возможно, не был равнодушен к этой великолепной русской аристократке.
Римская-Корсакова любила этот портрет. Он украшал обложку ее книги, хранящейся в библиотечных собраниях Франции. Эпиграф написанной ею книги гласит: «Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его».

Судьба портрета


В картинную галерею им. К.А.Савицкого портрет, на котором изображена Варвара Дмитриевна в розовом платье, поступил из Пензенского краеведческого музея. А в музей его из имения А.А. Арапова при селе Проказна: на его дочери был женат сын Варвары Дмитриевны, Николай. Перед революцией супруги имели в Проказне постоянное место жительства. После событий 1917 года все имущество было реквизировано и попало в фонды Пензенского краеведческого музея.

В начале 1980-х гг. от Варвары Андреевны Оппель, падчерицы сына владельца имения, до революции, проживающей в Проказне, узнали, что портрет Варвары Дмитриевны действительно украшал одну из парадных комнат главного усадебного дома. Рама для портрета была сделана, по словам В.А. Оппель, уланским офицером Николаем Дынгой, женатым на Варваре Николаевне, внучке изображенной на портрете красавицы. Теперь он является одной из жемчужин Пензенской картинной галереи.

О судьбе самих портретов остается только догадываться. Возможно, сын Римской-Корсаковой после ее смерти продал один из них во Франции вместе с имением, а другой привез в Россию.
После того, как стало известно, что существует всего два портрета кисти этого мастера, изображающей оду и ту же даму, и один из них украшает собой отделение Лувра, Пензенская область, как место постоянной «прописки» второго портрета, получила мировую известность.

Картина «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой» работы Ф. К. Винтерхальтера, 1858 г. выставлялась недавно в Музее одной картины. Теперь фильм с этой выставки показывают зрителям в Пензенской картинной галерее по выходным. А портрет возвратился на свое место.

В нашей Пензенской картинной галерее, как и во всей истории Пензенского края, есть еще масса исторических тайн и загадок, которые предстоит раскрыть и разгадать. А также есть у нас и множество по-настоящему ценных сокровищ и фактов, которые делают историю губернии еще более привлекательной.
Источник фото: фото автора

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи