Симфония цвета и поэзия образа


Какой портрет, какой пейзаж…
Очередным культурным событием стала выставка репродукций известного нидерландского художника- постимпрессиониста Винсента Ван Гога «Ван Гог. Симфония цвета». Ушедший 2016 год во многих странах был посвящен знаменитому художнику, ведь прошло 125 лет со дня его смерти.
В стенах Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого выставлено более 70 репродукций картин великого мастера, там можно узнать историю жизни художника, представленную на стендах. Среди представленных экспонатов есть несколько автопортретов мастера, в том числе с отрезанным ухом. Довольно много пейзажей, до коих живописец был особо охоч. «Звездное небо» знаменитое, написанное уже в период болезни, «Подсолнухи» — как будто солнце искрится с полотна.
Необходимо отметить, в последнее время стало организовываться много выставок, посвященных конкретной персоне из мира живописи. Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» попыталась сравнить некоторые из них и разобраться в том, как устроены подобные выставки, на что они похожи и что мы можем от них ожидать.
Выставка выставке рознь
Вообще, выставки, посвященные творчеству какого-либо конкретного живописца, я стала посещать не так давно.
В ноябре 2015 года посчастливилось мне лицезреть выставку, посвященную творчеству К.Серова. Мероприятие проходило в Третьяковской галерее (что на Крымском Валу, в столице) и произвела мощное впечатление размером таланта живописца (о многогранности которого я даже и не подозревала ранее) и объемом той работы, которую проделали устроители выставки, собрав воедино так много произведений, памятных вещей, документов, имевших отношение к художнику.
В декабре 2016 г. случилось мне попасть на выставку в музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (опять же в Москве) «Рафаэль. Поэзия образа». На этой выставке представлено было 11 работ итальянского живописца. Устроители постарались организовать мероприятие максимально необычайно, чтобы подчеркнуть дух старины в произведениях. Отсюда — темный цвет стен, приглушенный свет, надписи на стенах. Все это заставляло еще больше работать воображение, представлять себе полутемные залы, в которых художник творил свои произведения, где они хранились до сего времени.
И, наконец, выставка в Пензе. Пусть репродукции, однако, может же и копия передать само настроение, которое владело автором, которое он хотел передать в своей работе — на то они и шедевры. Тем более, что с творчеством Ван Гога я уже была знакома, видела его работы в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
В нашей картинной галерее под произведения постимпрессиониста отвели целый зал. С одной стороны, все вроде бы на местах — репродукции на стенах, описание основных моментов из жизни мастера — на стендах, к картинам подписи, к некоторым — изречения. Сувенирная продукция (недешевая, кстати) с изображением общеизвестных шедевров тоже имеется.
Нет только духа того неповторимого, который сопровождает подобные произведения. Так я и не поняла, чего не хватало на выставке. Отчего у меня при входе на выставку полотен Рафаэля в Москве ноги сами собой замедлили шаг, а при разглядывании картин того же Ван Гога в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков, голос понизился до шепота? Почему здесь, в Пензе, в храме искусства, даже обутая в бахилы, в абсолютной тишине пустого зала, наполненного репродукциями шедевров, с которых просто брызжут сочные краски (коими изобилуют произведения голландского мастера), не ощутила я того настроения, которое должно появиться при встрече с необычайным произведением искусства? Души, если можно так выразиться, не ощущается. Не верю я, что это из-за того, что картины представлены в виде репродукций. Это что-то другое, как будто мероприятие просто для галочки провели, стандартное какое-то.
Да что говорить — Москва есть Москва. Она забирает все самое ценное и талантливое со всей России. В том числе и специалистов по оформлению и подаче материала. Наверное, все же недостаточно просто продавать билеты и следить за сохранностью. И делать раз в год бесплатную Ночь музеев. Ведь за границей уже давно практикуют по некоторым числам вход бесплатный, некоторым категориям (пенсионерам, студентам) бесплатно (или льготно) еще и в другие дни. А у нас даже в Ночь музеев некоторые залы были платные. Не говорю уж про аудиогиды. Но, тем не менее, и это хорошо, и у нас люди должны хоть каким- то боком прикоснуться к шедеврам. Ведь иначе вообще ничего не узнаешь и не увидишь. Не все же бывают в Москве (или за границей). И, тем более не все, кто там бывает, захотят найти время и желание посетить выставки.
От автора
В целом, несмотря на сухость подачи материала, выставка не оставит равнодушными. При всей широте моих интересов, я не всегда нахожу время для того, чтобы вот так просто сесть и прочесть биографию художника. А тут, сразу пришла под впечатлением, села — и прочла. И про отрезанное ухо, и про напряженное небо на картине — вся информация в свободном доступе, только нужно захотеть. А интерес пробудить — это уже что-то. Даже и это здорово, если человек, придя с этой выставки, принесет с собой впечатление, захочет покопаться, расширить свои знания, обогатить свой внутренний мир.Фото автора