Симфония цвета и поэзия образа
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Культурная жизнь в Пензе в праздничные дни бурлит, как вулканическая лава. И, подобно извержению вулкана, буквально одно за другим обрушивает поток культурных событий на головы пензенцев.




Какой портрет, какой пейзаж…


Очередным культурным событием стала выставка репродукций известного нидерландского художника- постимпрессиониста Винсента Ван Гога «Ван Гог. Симфония цвета». Ушедший 2016 год во многих странах был посвящен знаменитому художнику, ведь прошло 125 лет со дня его смерти.

В стенах Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого выставлено более 70 репродукций картин великого мастера, там можно узнать историю жизни художника, представленную на стендах. Среди представленных экспонатов есть несколько автопортретов мастера, в том числе с отрезанным ухом. Довольно много пейзажей, до коих живописец был особо охоч. «Звездное небо» знаменитое, написанное уже в период болезни, «Подсолнухи» — как будто солнце искрится с полотна.




Необходимо отметить, в последнее время стало организовываться много выставок, посвященных конкретной персоне из мира живописи. Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» попыталась сравнить некоторые из них и разобраться в том, как устроены подобные выставки, на что они похожи и что мы можем от них ожидать.


Выставка выставке рознь


Вообще, выставки, посвященные творчеству какого-либо конкретного живописца, я стала посещать не так давно.

В ноябре 2015 года посчастливилось мне лицезреть выставку, посвященную творчеству К.Серова. Мероприятие проходило в Третьяковской галерее (что на Крымском Валу, в столице) и произвела мощное впечатление размером таланта живописца (о многогранности которого я даже и не подозревала ранее) и объемом той работы, которую проделали устроители выставки, собрав воедино так много произведений, памятных вещей, документов, имевших отношение к художнику.



В декабре 2016 г. случилось мне попасть на выставку в музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (опять же в Москве) «Рафаэль. Поэзия образа». На этой выставке представлено было 11 работ итальянского живописца. Устроители постарались организовать мероприятие максимально необычайно, чтобы подчеркнуть дух старины в произведениях. Отсюда — темный цвет стен, приглушенный свет, надписи на стенах. Все это заставляло еще больше работать воображение, представлять себе полутемные залы, в которых художник творил свои произведения, где они хранились до сего времени.



И, наконец, выставка в Пензе. Пусть репродукции, однако, может же и копия передать само настроение, которое владело автором, которое он хотел передать в своей работе — на то они и шедевры. Тем более, что с творчеством Ван Гога я уже была знакома, видела его работы в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В нашей картинной галерее под произведения постимпрессиониста отвели целый зал. С одной стороны, все вроде бы на местах — репродукции на стенах, описание основных моментов из жизни мастера — на стендах, к картинам подписи, к некоторым — изречения. Сувенирная продукция (недешевая, кстати) с изображением общеизвестных шедевров тоже имеется.

Нет только духа того неповторимого, который сопровождает подобные произведения. Так я и не поняла, чего не хватало на выставке. Отчего у меня при входе на выставку полотен Рафаэля в Москве ноги сами собой замедлили шаг, а при разглядывании картин того же Ван Гога в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков, голос понизился до шепота? Почему здесь, в Пензе, в храме искусства, даже обутая в бахилы, в абсолютной тишине пустого зала, наполненного репродукциями шедевров, с которых просто брызжут сочные краски (коими изобилуют произведения голландского мастера), не ощутила я того настроения, которое должно появиться при встрече с необычайным произведением искусства? Души, если можно так выразиться, не ощущается. Не верю я, что это из-за того, что картины представлены в виде репродукций. Это что-то другое, как будто мероприятие просто для галочки провели, стандартное какое-то.



Да что говорить — Москва есть Москва. Она забирает все самое ценное и талантливое со всей России. В том числе и специалистов по оформлению и подаче материала. Наверное, все же недостаточно просто продавать билеты и следить за сохранностью. И делать раз в год бесплатную Ночь музеев. Ведь за границей уже давно практикуют по некоторым числам вход бесплатный, некоторым категориям (пенсионерам, студентам) бесплатно (или льготно) еще и в другие дни. А у нас даже в Ночь музеев некоторые залы были платные. Не говорю уж про аудиогиды. Но, тем не менее, и это хорошо, и у нас люди должны хоть каким- то боком прикоснуться к шедеврам. Ведь иначе вообще ничего не узнаешь и не увидишь. Не все же бывают в Москве (или за границей). И, тем более не все, кто там бывает, захотят найти время и желание посетить выставки.


От автора

В целом, несмотря на сухость подачи материала, выставка не оставит равнодушными. При всей широте моих интересов, я не всегда нахожу время для того, чтобы вот так просто сесть и прочесть биографию художника. А тут, сразу пришла под впечатлением, села — и прочла. И про отрезанное ухо, и про напряженное небо на картине — вся информация в свободном доступе, только нужно захотеть. А интерес пробудить — это уже что-то. Даже и это здорово, если человек, придя с этой выставки, принесет с собой впечатление, захочет покопаться, расширить свои знания, обогатить свой внутренний мир.

Фото автора

Похожие статьи