9° ... 9°, ветер 1 м/с
63.83
70.67
Самая венгерская оперетта в Пензе
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
11 декабря на сцене Пензенской филармонии свое искусство пензенцам дарили артисты Саранского Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева. Оперетта Имре Кальмана «Марица» звучала для пензенских зрителей дважды — в дневное время и вечером.

1.jpg

Над «Марицей», в отличие от других своих произведений, композитор работал более шести лет. Причиной тому стал в том числе и распад Австро-Венгерской империи, как раз на этот период пришлись работы над первым актом оперетты. Поставленная впервые в Вене в 1924 году, «Марица» впервые прозвучала в России уже в январе 1925 года и с тех пор неоднократно включалась в репертуар многих музыкальных театров нашей страны, став одной из самых популярных и узнаваемых оперетт. Оригинальное либретто было написано Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом, в России либретто «Марицы» неоднократно перерабатывалось.

Пьеса драматурга Ю. Димитрина создавалась для постановки в Ленинградском театре музыкальной комедии (1981 г). С тех пор «Марица» именно с этой пьесой многократно ставилась на сценах почти всех российских театров, последние изменения в разговорных сценах произошли в 2002 г, и именно эту версию привезли в Пензу саранские артисты.

«Марицу» считают «самой венгерской» опереттой Кальмана, в ней много народных танцев, мелодий и чисто венгерских характерных типажей. Цыганская романтика чередуется с зажигательной яркостью чардаша, лирические и комические дуэты соседствуют с хорами, в этом произведении каждый любитель музыкального театра найдет номер себе по душе.

5.jpg

В основе сюжета сразу несколько любовных линий, главная из которых — интригующая история любви графа Эндрёди, вынужденного продать за долги свое поместье богатой и капризной графине Марице и оставшегося в этом поместье управляющим. О том, что именно он — бывший хозяин поместья, новая хозяйка не догадывается, соответственно, чтобы быть вместе, влюбленным приходится пройти сквозь недоверие, недомолвки, неприятные объяснения и обманы, обусловленные, конечно же, социальным неравенством. Самые душещипательные, запоминающиеся и популярные арии («Пой, цыган» и Выходная ария Марицы), вложены в уста главных героев. Но есть в оперетте и другие, характерные герои, своим появлением вызывающие неизменную улыбку: напыщенный саксонский барон Крохбах с длинной родословной, романтичная влюбчивая сестрица графа — Лиза, богатая и жизнерадостная тетушка непутевого графа Цецилия.

Есть еще один герой, появившийся в канве сюжета вроде бы случайно: Марице надоели бесконечные поклонники, и она задумывает развлечения ради устроить бутафорскую помолвку, взяв имя воображаемого жениха не откуда-нибудь, а с афиши оперетты « Цыганский барон», это имя одного из героев. Но оказывается, что человек с таким именем (барон Зупан) существует, этот маменькин и папенькин сынок крупных провинциальных помещиков и торговцев свиньями именно по наущению родителей пулей прилетает в поместье, готовый жениться в тот же час. Кстати, это было не единственной отсылкой к другим музыкальным произведениям : Лиза и Марица в одной из сцен шутливо напевают «Хабанеру» из «Кармен» Бизе, а комический дуэт Крохбаха и Зупана разухабисто выдает арию «Смейся, паяц!» из оперы Леонкавалло.

Теперь непосредственно о самой постановке. Я очень люблю музыкальный театр и все его жанры, но уже с конца 90-х годов, после посещения в нашем городе оперетточных спектаклей из других городов, зареклась ходить на них в дальнейшем. По понятным причинам, в основном экономического плана, с некоторых пор и драматические, и музыкальные спектакли за пределами региона, в котором базируется сам театр или постановки антрепризные, очень многое теряют за счет экономии на декорациях, живой музыке, необходимого количества массовки и т.д.

3.jpg

 Оперетта — это всегда праздник, это сочетание легкой, приятной музыки и не призванного обременять зрителей рефлексиями действа, она создана, чтобы развлекать. И для полноценного восприятия оперетточной постановки просто необходимо обилие ярких красок, движения, куража. А последняя «Летучая мышь», увиденная мною, та самая, из конца 90-х, запомнилась вызванным экзистенциальным ужасом от наличия одной тряпичной мыши под потолком в качестве декорации и бала из шести человек ближе к финалу действа.

Саранский музыкальный театр в этом отношении очень порадовал. Артисты из Мордовии не первый раз приезжают в Пензу, и, услышав отзывы друзей, которые посещали балетные спектакли театра им Яушева, я поняла, что пропускать их постановки ни в коем случае не стоит. Ну, во-первых, звучит живой оркестр. И оркестр очень неплохой. Балеты и мюзиклы под минусовку в моем понимании очень проигрывают.

Во-вторых, саранская «Марица» была визуально тем самым праздником, которого зритель ждет от оперетты. Яркие, красочные декорации, сменяли друг друга по ходу действа; костюмы и танцоров, и хора радовали глаз, создавали настроение, обеспечивали национальный колорит Венгрии в полной мере и подчеркивали все особенности характеров облаченных в них героев Хореография тоже была на высоте.

Что касается исполнительского искусства, то в полной мере оценить его было сложно из-за акустики на сцене. То ли микрофоны были развешаны над сценическим пространством не совсем корректно, то ли в огрехах окончательного звучания стоит винить звукорежиссеров, но сидя в самом центре зала, то и дело приходилось «превращаться в слух», ибо движение актеров по сцене, увы, влекло за собой и движение звука, пение и речь «путешествовали» за персонажами, иногда становясь, скажем так, плохо различимыми.
Самыми яркими и запоминающимися (на мой субъективный взгляд) в данной постановке оказались исполнители второстепенных ролей: совершенно очаровательный в своей напористости Зупан (А. Лобурёв), хитрая и игривая тетушка Цецилия (О. Матосян) и ее слуга Куделька (Н. Еремкин). Несмотря на легкую и непритязательную фабулу оперетты, её нельзя упрекнуть в жизненной неправде. Судя по реакции зала, некоторые повороты сюжета были вполне актуальны, особенно бурно публика поприветствовала фразу обрадованного возвращением усадьбы Тассило в одной из финальных сцен — « работая, все равно много не заработаешь». Ну и в целом потеря имущества, попытки удержать лицо и пускать пыль в глаза в связи с изменившимся статусом сейчас никак нельзя назвать пропахшими нафталином сюжетами. Как и любовь, конечно.

В целом постановка саранских артистов — вполне традиционная, но очень честная и искренняя работа, принесшая пензенской публике немало веселья и удовольствия. Очень приятно, что при отсутствии собственного музыкального театра у нас есть такие симпатичные соседи, приезжающие на гастроли, с не халтурным отношением к своей работе и с очень доступными ценами на билеты.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи