«ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА» НА СТАНЦИЮ ПЕНЗА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

(Окончание. Начало см. здесь )

В то время Пенза, в которой проживало около 55 тысяч человек, уже являлась крупным железнодорожным узлом, в котором пересекались линии Сызрано-Вяземской, Московско-Казанской и Рязано-Уральской железных дорог, связывавших здешние края с Москвой, Самарой, Казанью, Симбирском, Саратовом, Тамбовом, Воронежем и югом России. Миновать этот узел без остановки ни один путешественник, зарабатывавший деньги показом зрелищ, не мог, тем более, что пензенцы зрелища любили и на демонстрации диковинок наподобие граммофона или живого страуса, а уж тем более на концерты певцов и музыкантов или сеансы фокусников и «известных физиков», ходили охотно.

прибытие поезда.jpg
Кадр из фильма "Прибытие поезда"

  1(13) декабря 1896 года в газете «Пензенские губернские ведомости» появилось объявление следующего содержания: «Во вторник 3-го декабря в зале Соедин[ённого] Собрания (сейчас — д. №60 по ул. Красной) концерт А.Р. Риензи и сеанс синиматографа (чудо XIX ст.)». В номере от 4(16) декабря газета поместила сразу две заметки, посвящённые другому сеансу, — в Зимнем театре на улице Театральной (ныне часть ул. Кирова). В разделе «Местные известия» отражались факты: «Сегодня в местном театре Вышеславцева после исполнения известной драмы Островского «Гроза» — демонстрируется очень интересная новинка, которая не может не привлечь внимание публики... Посмотреть синематограф, демонстрируемый в театре, любопытно еще и потому, что в числе показываемых им живых фотографий имеются картины, изображающие Коронационные торжества в Москве и сцены из «русской недели в Париже». В разделе «Театр» давалось подробное описание предлагаемого публике зрелища: «Синематограф», движущаяся фотография, последнее изобретение науки. Зритель видит на экране целые движущиеся сцены, которые происходили в действительности и были сняты рядом моментальных фотографий. Картины почти в натуральную величину. 1) Выход рабочих из мастерских, 2) толпа негров, 3) движение по улице в Гавре, 4) подход поезда к ст. Ришелье, 5) сцена в зубоврачебном кабинете и 6) торжественное шествие Их Императорских Величеств в Успенский собор».

  О том, как выглядел киносеанс того времени, можно прочесть в уже цитировавшемся очерке А.М. Горького: «На большой экран, помещённый в тёмной комнате, отбрасывается сноп электрического света, и вот на полотне экрана появляется большая — аршина два с половиной длины и полтора в высоту — фотография. (…) Вы видите экипажи, детей, пешеходов, застывших в живых позах, деревья, покрытые листвой. Всё это неподвижно: общий тон — серый тон гравюры, все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины. И вдруг что-то где-то звучно щёлкает, картина вздрагивает, вы не верите глазам. Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты — и всё это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идёт вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом...»

Сохранились воспоминания и пензенского очевидца — Ю.Ф. Лихачёва, в то время ученика Пензенского технического железнодорожного училища, — о показе кинокартины в Рекреационном зале училища зимой 1896-1897 гг.: «Электросвета в училище не было, и киноаппарат освещался Друммондовым светом, а аппарат приводился во вращение рукой демонстранта. Величина картины была с квадратный метр. Картину смотрели все преподаватели и Начальник с семьями и учащиеся. Как во всех зрелищах, начальство с детьми устроились возле экрана, а когда на экране появилось шествие слонов на зрителей, то ребятишки испугались и убежали с криком «раздавят» назад, но потом вернулись. Вторая картина показала подход поезда к станции, и ребятишки тоже испугались, и с криком «задавит» убежали от экрана. Много было слуха и разговоров об этом чуде науки» (журнал «Земство» №4 за 1995 г.). В самом аппарате Люмьеров источник света отсутствовал, и проекция на экран осуществлялась при помощи внешнего источника, установленного за открытым аппаратом (это хорошо видно на рисунке). Друммондов свет (Limelight, Drummond Light) — осветительное устройство, созданное инженером Томасом Друммондом (1797-1840): газовая горелка, над которой устанавливался цилиндр из оксида кальция (негашёной извести), раскалявшийся в пламени до интенсивного белого свечения. А упомянутый в перечне фильмов «Выход рабочих из мастерских» (La Sortie de l’Usine Lumière à Lyon) — самый первый фильм братьев Люмьер, снятый ими в 1895 году у проходной собственной фабрики в Лионе.

друммондов свет.JPG
"Драммондов свет"

Остановка «поезда из Ла-Сьоты» на станции Пенза была запоминающейся, но краткой. В следующем году жители города познакомились с ещё одним устройством для демонстрации кинофильмов — кинетографом, созданным немецким изобретателем и кинорежиссёром Оскаром Месстером (Oskar Messter, 1866-1943). «Кинитограф (движущаяся фотография) с 15-ю картинами и новейший фонограф Эдисона» демонстрировались публике с 29 июня (11 июля) по 20 июля (1 августа) 1897 года в помещении возле Народного театра на Верхнем гулянье (сейчас ЦПКиО имени В.Г. Белинского). 21-22 октября (2-3 ноября) 1897 г. на сцене Зимнего театра П.М. Вышеславцева вновь показывался синематограф Люмьера, «новый и усовершенствованный аппарат» с «замечательной коллекцией картин из общественной жизни и событий последних дней», и в это же время на арене цирка братьев Никитиных «известный физик», давний друг семьи Никитиных Карл Оттович Краузе демонстрировал публике сразу и синематограф Люмьера, и кинетограф Месстера, чередуя киносеансы с оптическими аттракционами типа «диорамических туманных картин».

  Почти через год, 27 октября (10 ноября) 1898 г., в Зимнем театре состоялся очередной сеанс «усовершенствованного синематографа конструкции Люмьер», и после этого фамилия знаменитых братьев стала появляться в местных новостях всё реже. К слову, и сами они к тому времени уже прекратили выпуск фильмов, переключившись на другие проекты, а быстро устаревший синематограф начал вытесняться другими моделями кинопроекторов. Киносеансы с его использованием продолжались до 1902 года, и за это время аппарат Люмьеров побывал в Пензе ещё дважды. 18 ноября, 22 ноября и 8 декабря (30 ноября, 4 и 20 декабря) 1901 года состоялись прошедшие с огромным успехом сеансы «Cinematographe Auguste et Louis Lumiere Photographie animee et vivante» в зале Пензенского Соединённого собрания (показывалось до 60 различных сюжетов, в том числе и обязательные «Коронационные торжества в Москве»). А в феврале 1902 года «театральный кинематограф Люмьера» показывался передвижным театром «Колумбия», ненадолго обосновавшимся в Пензе на углу улиц Московской и Никольской (ныне Карла Маркса).

Adrien_Barr-re13.jpg
"Братья Патэ. Карикатура Адриена Баррера"

После этого в Пензе побывало изрядное количество различной киноаппаратуры, значительная часть которой тоже была французского производства. На смену кинодемонстраторам-одиночкам пришли стационарные кинотеатры, на смену братьям Люмьер — выкупившие у них патент на кинематограф братья Шарль (1863-1957) и Эмиль Патэ (Charles et Émile Pathé), одни из крупнейших производителей кинофильмов и киноаппаратуры в Европе (проекторами Патэ были оборудованы почти все пензенские кинотеатры в досоветскую эпоху, да и сразу после гражданской войны), на смену поезду из Ла-Сьоты — сотни других поездов, запечатлённых французскими, немецкими, американскими, российскими кинематографистами. Но именно несложному маленькому киноаппарату с деревянным корпусом и самым первым кинокартинам, похожим на «движущиеся фотографии», выпала честь открыть для пензенцев «дивный новый мир» кино.

 И ещё. Одним из артистов, разыгрывавших на сцене Зимнего театра драму А.Н. Островского «Гроза» в знаменательный день киносеанса 4(16) декабря 1896 года, был Пётр Иванович Чардынин (1873-1934), будущий кинорежиссёр и киноактёр, выдающийся представитель дореволюционного и послереволюционного кинематографа России. В тот день и состоялось его первое знакомство с новым искусством, которому он в дальнейшем посвятил всю свою жизнь…

Похожие статьи