По Пензе с экскурсоводом: Художественное училище (Часть 1)

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает путешествовать по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода.

— Улица, где мы стоим, ранее именовалась Садовой, и вела вверх к училищу садоводства, — рассказывает нам наш экскурсовод Светлана Алексеевна. — В то время, 20-ые годы XIX-го века, оно являлось первым в России училищем такого профиля. В 1820-м году император Александр I утвердил проект о создании училища садоводства в Пензе. Проект был разработан и реализован под руководством Управляющего министерством внутренних дел России графа Кочубея.
Руководить открываемым в Пензе учебным заведением был приглашен из Германии ученый-садовод Эрнст Магзиг, который возглавлял его 33 года. Первыми учениками училища садоводства были крепостные мальчики крупнейших русских помещиков, а также питомцы воспитательных домов Тамбова и Киева. Кроме подготовки садовников на училище возлагалось приобретение и размножение улучшенных пород деревьев и кустарников, семян и цветов. Параллельно с созданием училища, по поручению губернатора Лубяновского, Магзиг занимался созданием городского публичного сада в Пензе (ныне ЦПКиО им. В.Г. Белинского), а также приложил много сил для открытия в городе лютеранской церкви. Поэтому эта улица и звалась Садовой.
Правда, так она называлась до середины прошлого века, когда в связи со 150-летием со дня рождения поэта, была переименована в улицу Лермонтова, по которой мы с вами сейчас и отправимся вниз.
Но! Сначала вопрос к вам. Одно из красивейших зданий Пензы. Чтобы построить его именно на этом месте была даже дана денежная взятка. Что это? Даю подсказку. С постройкой этого здания связано имя одного из руководителей Третьего жандармского управления России. А также имя человека, которого 66 академий мира приняли в свои почетные академики, а Британская и Германская академии наградили золотыми медалями. Архитектурный же проект здания разрабатывался подобным образом только для трех зданий в России — два из них в Санкт-Петербурге, а одно у нас. Кто-то уже скажет мне, о каком строении идет речь?
— Здание нашего Художественного училища! — хором восклицают спонтанно примкнувшие к экскурсии юные художники.
— Да, именно! – улыбается Светлана Алексеевна. — Художественное училище — жемчужина пензенской архитектуры. А постройкой его занимался по завещанию бывшего губернатора Пензенской губернии Селиверстова, будучи его душеприказчиком, известный путешественник Семенов-Тян-Шанский.
В тени деревьев Лермонтовского сквера по узенькой аллейке мы движемся вниз, останавливаясь напротив центрального входа в училище.
– Перед нами одно из старейших художественных учебных заведений России, –говорит экскурсовод. – Основано училище на средства генерал-лейтенанта Селиверстова, бывшего в свое время губернатором Пензы. Вот, что сказано об этом в документе: «...в память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю городе Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...». Так полюбилась ему Пенза: уже будучи в Париже, он завещал городу постройку объекта культуры.
Здание художественного училища — памятник истории и архитектуры федерального значения, построено по проекту гражданского инженера Максимова. Школа имела целью – еще одна цитата документа — «образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественно-промышленного производства и содействия художественному развитию местного населения». Здание сооружали восемь лет. Редчайший случай — строили сразу под художественное училище, и до сих пор оно в этих же стенах! Первоначально училище носило имя основателя — Николая Дмитриевича Селиверстова.
Он оставил заметный след в истории Пензенской губернии, всемерно содействовал созданию земства. При нём в Пензе было открыто несколько образовательных учреждений: Земская фельдшерская школа (ныне Пензенское медицинское училище), Первая женская гимназия (здание кирпичного стиля, которое мы с вами только что видели), Мужская прогимназия, начал действовать механический завод Крюгера и другие предприятия, была учреждена ссудно-сберегательная касса при Казённой палате и Казначействе. На здании имеется мемориальная доска, напоминающая об основателе Селиверстове.
— Да, эту доску я знаю, — подтверждает юноша-художник.
— Открытие Пензенского художественного училища имени Селиверстова состоялось за два года до начала ХХ-го века (2-го февраля 1898-го года), — продолжает Светлана Алексеевна. — Обучение было платным по специальностям: живопись, скульптура и прикладное искусство. Обучение проходило в четырех классах. Разделение по специальностям начиналось с головного класса. В младший класс принимались лица обоего пола не моложе двенадцати лет. ПХУ очень скоро приобрело широкую известность, как одно из лучших художественных учебных заведений, привлекая в свои стены молодежь со всей страны.
Большую культурную работу проводили музей и библиотека. Первым же директором училища стал академик живописи Константин Аполлонович Савицкий, избранный для этого Санкт-Петербурской академией художеств. Он внес ряд изменений в планировку и конструкции здания, отдал много сил оснащению училища необходимым оборудованием и пособиями, заложил основы «учебного заведения нового типа».
Осуществлять задуманное Савицкий пригласил из Москвы живописцев П. И. Коровина, Н. К. Грандковского, скульптора К. А. Клодта, из Санкт-Петербурга – прикладников К. Н. Жукова, О. М. Кайзера, учителей местных гимназий для преподавания общеобразовательных предметов. Его имя и было в советский период присвоено училищу, а также картинной галерее города. Расскажу вам об одном из курьезов, связанных с именем Савицкого.
Все знают картину «Утро в сосновом лесу», и даже автора все смогут назвать, но далеко не все знают, что Шишкин писал её в соавторстве с Савицким, который, собственно, мишек-то и запечатлел. И даже больше, подсказал сюжет картины Ивану Ивановичу Шишкин именно Савицкий! Изначально на картине стояли обе подписи, но, когда картину приобрёл Третьяков, он стер вторую подпись. Ведь в картине, говорил он, «начиная от замысла (!) и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Пейзаж великолепный, но знаменитой картина стала не столько из-за этого, а именно из-за медведей, её в советское время чаще даже называли неправильно — «Три медведя»…
Источник фото:ru.wikipedia.org,old-penza.livejournal.com,www.hro.org