По Пензе с экскурсоводом: картинная галерея. Часть 2

А мы продолжаем путешествие корреспондента портала «Пенза-Онлайн» в сопровождении профессионального экскурсовода и двух спонтанно примкнувших к экскурсии молодых художников.

Картинная галерея имеет два филиала – Музей одной картины имени Г.В. Мясникова, на который мы с вами уже успели полюбоваться, и Музей стекла и хрусталя в городе Никольске Пензенской области. А в самой картинной галерее располагаются три мемориальных музея: Родоначальника «Русского авангардизма», создателя группы художников «Бубновый валет», одного из последователей кубизма в искусстве, нашего земляка – Аристарха Лентулова (его полотна украшают такие всемирного значения музеи, как, например, Дрездонская галерея, Третьяковская галерея, Государственной Русский Музей в Санкт-Петербурге и т.п.).
Сегодня Лентулов – один из самых дорогостоящих русских авангардистов на арт-рынке. В 2007-м году его полотно «Город в Южной России» ушло с молотка на аукционе Sotheby’s за 1,7 миллионов фунтов стерлингов.
– Однако неплохо! – смеются молодые художники.
– В этом здании находится также музей Ивана Горюшкина-Сорокопудова, – отмечает экскурсовод. – Иван Силыч – русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, преподаватель и бывший директор нашего художественного училища.
– А вот это нам, конечно, известно, – с гордостью произносит девушка.
– Кисть Горюшкина-Сорокопудова воспевает преданья старины глубокой, Русь уходящую. Он любуется величавой архитектурой русских городов, его воображение рождает картины былого: будь то базарная площадь семнадцатого века или деревянные терема на заснеженных улицах, по которым идут одинокие прохожие в диковинных старинных нарядах. С упоением пишет он могучего витязя – князя Игоря, закутанного в горящий киноварью плащ, или Ярославну, взывающую со стен древнего Путивля. Картина эта имела большой успех на выставке в Риме в 1911-м году.
Наконец, третий мемориальный музей – это музей художника академии художеств Петербурга Константина Савицкого. Константин Апполонович – первый директор художественной школы рисования в Пензе, сделавший много для пополнения фондов галереи. Скульптурный памятник ему можно увидеть во внутреннем дворике второго корпуса галереи. Там размещены образцы городской скульптуры по двум темам – «Античные мотивы» из произведений Гомера «Иллиада» и «Одиссея», и «К нам едет ревизор».
Все барельефы и скульптуры выполнены мастером Владимиром Труловым. Там же на возвышении террасы бюст Константина Савицкого с кистями для живописи в руках. В выражении лица Савицкого явно читается гордость и удовлетворение. И еще бы, – улыбается Светлана Алексеевна. – Его старания не пропали даром, а были приумножены потомками-пензяками, яркое тому свидетельство – принадлежность к искусству трех интереснейших зданий в историческом квартале города, на два из них мы сейчас смотрим, а к художественному училищу подойдем чуть позже.
– Ура! И о нашем училище что-то новое узнаем! – восклицает юная художница.
(Продолжение следует)