По Пензе с экскурсоводом: как наш город вдохновил Салтыкова-Щедрина
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает свое путешествие по центру города в сопровождении профессионального экскурсовода.

Прослушав рассказ об истории здания пензенского Художественного училища, пара молодых художников, спонтанно примкнувших к нашей экскурсии, благодарит экскурсовода и спешит на занятия. Оставшись вдвоем, мы вместе со Светланой Алексеевной отправляемся на прогулку по улице Белинского, чтобы подробнее изучить сохранившиеся на ней здания присутственных мест.

– Дом номер восемь – Первый корпус присутственных мест – был построен в 1787-м году по проекту архитектора Ананьина, – рассказывает мне экскурсовод. – В нем размещались Губернское правление, Казенная палата и Казначейство, Приказ общественного призрения, Рекрутское присутствие. Обратите внимание на крыльцо дома номер восемь: событие, произошедшее у этого резного крылечка, навсегда лишило пензенцев вице-губернатора Ивана Долгорукова. Именно здесь с палкой на него набросились прокурор, предводитель дворянства, за то, что князь оказывал знаки внимания его жене Елизавете.

Иван Долгоруков

 Дело это имело некие последствия: князь сгоряча подал жалобу императрице, и та в бешенстве из-за беспардонного рукоприкладства по отношению к своему сановнику приказала расследовать происшествие генерал-прокурору. А интимная переписка князя и госпожи Улыбышевой сделалась достоянием общественности. В итоге самого губернского прокурора-пьяницу за оскорбление государственного чиновника приговорили к пожизненной ссылке в Сибирь. А Долгорукий отделался легким испугом: его отстранили от должности и перевели в Москву в Соляную контору. Так что, если бы не случилось в его судьбе романтическое приключение, то, возможно, многих стихов наследия князя Долгорукова мы могли бы недосчитаться. С этим же зданием связано имя Алексея Жемчужникова, о котором мы с вами уже вели речь ранее. В советские годы здание было передано Пензенской областной библиотеке имени Лермонтова. Здесь располагалась редакция литературного журнала «Сура». С 2014-го года в доме номер восемь находится ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда»» – редакция старейшей областной газеты Пензенской области.

Мы отходим чуть в сторону, чтобы лучше рассмотреть здание.

– В нем же работал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, – говорит Светлана Алексеевна. – Вон через те два крайних слева окна на втором этаже смотрел он на Пензу: знаменитый сатирик состоял председателем губернской Казенной палаты. За время своего пребывания в Пензе Михаил Евграфович создал при Казенной палате библиотеку для служащих, а также кассу взаимопомощи – «неслыханное для того времени дело». Сын писателя – Константин, жил в Пензе и работал в губернских «Ведомостях», а при Советской власти – в «Трудовой правде». Он вспоминал, что, когда его отец «покинул Пензу, служащие устроили ему самые теплые проводы. Многие плакали, расставаясь со взыскательным, но, вместе с тем, справедливым начальником.

Как и многие русские люди, Салтыков-Щедрин считал, что дело всех честных граждан – помочь правительству в проведении реформ. В высших кругах пребывание писателя демократических убеждений на подобном посту вызывало недоумение. Сатирику приходилось выслушивать упреки, что обличения его пишутся «чернилами с вице-губернаторского стола». Служба в министерстве финансов – это очередной круг скитаний по провинциям в должности председателя Казенной палаты, надзирающего за поступлением государственных доходов. Он служит в Пензе, в Туле, дважды в Рязани – и всюду переживает один и тот же цикл: служебное рвение – конфликт с губернатором – громкая отставка. И, только то обстоятельство, что министерством финансов заведовал его однокашник, до поры до времени спасало его от окончательной отставки.

«Министром финансов был тогда Рейтерн – и много пришлось ему повозиться со строптивым однокашником», – вспоминал знакомый Салтыкова-Щедрина Лихачев. – «Не успеет Салтыков где-нибудь прижиться, глядь, уже и поссорился с губернатором! Приезжает в Петербург – и к Рейтерну: «Давай другую Палату! Не могу с этим мерзавцем служить…». Получает Палату – и опять та же история. Так и переезжал до полной отставки».

В нашем городе заложены сюжеты многих произведений Салтыкова-Щедрина, что, конечно, особо не прибавляет чести краю, хотя, впрочем, и не особо отличает его от остальных губерний того времени. В письме Анненкову Салтыков-Щедрин писал: «О Пензе могу сказать одно: не похвалю. Это до того пошлый, отвратительный городишко, что мне делается тошно от одной мысли, что придется пробыть в нем долго». Далее он дает характеристику губернатору Александрову и заканчивает ее словами: «Вот вам глава Пензенской губернии; остальное на него похоже, если не хуже. У меня начинают складываться

Очерки города Брюхова, но не думаю, чтобы вышло удачно. Надобно, чтобы и в самой пошлости было что-нибудь человеческое, а тут, кроме навоза, ничего нет. И как плотно скучился этот навоз – просто любо. Ничем не разобьешь». Следует сказать, что Салтыков-Щедрин был чрезвычайно плодовит. Больше него в русской литературе не написал, пожалуй, никто. Когда-то со всеми его произведениями можно было познакомиться в соседнем здании – старом корпусе библиотеки имени Лермонтова. Вот оно, справа…

(продолжение следует)

Источник фото: ru.wikipedia.org


Источник фото: http://www.lang-lit.ru/2016/01/zhizn-i-tvorchestvo-saltykova-shchedrina.html

Похожие статьи