Первые киносеансы: «Прибытие поезда» на станцию Пенза

3(15) и 4(16) декабря 1896 года, 122 года назад, в Пензе состоялись первые в истории города киносеансы.

Сеанс синематографа (рекламный рисунок)
«Новинка эта — синематограф Лумьера, или, как чаще называют его, «живая фотография», — настолько оригинальна и любопытна, что посмотреть ее смело можно порекомендовать всякому».
«Пензенские губернские ведомости»,
№261 от 4(16) декабря 1896 г.
«Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение… Наши нервы всё более и более треплются и слабеют, всё более развинчиваются… всё острее жаждут новых, острых, необыденных, жгучих, странных впечатлений. Синематограф даёт их…»
M. Pacatus (А.М. Горький)
«Нижегородский листок» №182 от 4(16) июля 1896 г.
«Живая фотография», или синематограф… Для тех, кто родился и вырос в начале XXI века, и даже во второй половине ХХ века, это — «преданья старины глубокой»: люди, привыкшие к короткому слову «кино», уже не представляют себе, что любимое всеми зрелище когда-то (всего век с четвертью тому назад) не существовало вовсе, а появившись, не было ни цветным, ни звуковым, ни широкоэкранным, ни тем более стереоскопическим. Хотя имя носило изначально то же самое: кинематограф (от греческих слов kiněma — движение и graphō — пишу) или, на французский манер, «синематограф».

Огюст и Луи Люмьер
Так назвали своё изобретение братья Огюст (1862-1954) и Луи (1864-1948) Люмьер (Auguste et Louis Lumière), уроженцы французского города Ла-Сьота и владельцы лионской фабрики фотоматериалов, которым удалось сконструировать простой, универсальный и портативный аппарат для съёмки и проецирования «непрерывной серии мгновенных фотографий, создающих иллюзию движения» (то есть, попросту, кинофильма). До этого «кинематографом» назывался аппарат, созданный в 1892 году другим французом, фотографом Леоном Гийомом Були, но тот через два года утратил авторские права, не оплатив вовремя патентный сбор.

Синематограф Люмьеров
Братья Люмьер спокойно «подобрали» оставшийся без хозяина термин, наладили выпуск аппаратуры и киноплёнки и, разумеется, начали снимать фильмы — ведь именно это и являлось целью изобретения. К слову, конкурентов — создателей киноаппаратуры в то время было немало: Томас Алва Эдисон в США, Роберт Уильям Пол в Великобритании, братья Макс и Эмиль Складановские в Германии и другие, однако опытные промышленники и коммерсанты Люмьеры располагали возможностями, недоступными энтузиастам-одиночкам, и всего через 10 месяцев после получения патента на свой аппарат начали «завоевание» огромного мирового рынка зрелищ. 28 декабря 1895 года в Гран-Кафе на парижском бульваре Капуцинок (а не Капуцинов) состоялся исторический киносеанс, на котором специально приглашённой аудитории (в том числе журналистам и директорам театров) были показаны снятые Люмьерами фильмы. А дальше — началась история кино, которая пишется до сих пор.
Самые первые кинокартины были простейшими документальными съёмками продолжительностью от 40 до 50 секунд, чёрно-белыми («серыми») и абсолютно беззвучными. Цитирующаяся всеми историками кино первая российская кинорецензия (очерк А.М. Горького «Синематограф Люмьера» из газеты «Нижегородский листок» №182 от 4(16) июля 1896 г.) назвала кинематограф «царством теней»:
«Серые люди безмолвно кричат, молча смеются, бесшумно ходят, беззвучно целуются. (…) Воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения, — жизнь привидений или людей, проклятых проклятием вечного молчания… (…) Страшно видеть это серое движение серых теней, безмолвных и бесшумных...»
И, тем не менее, воздействие этих картин на зрителя было ошеломляющим. Особенно впечатляло публику известное, наверное, большинству любителей кино прибытие поезда на вокзал Ла-Сьоты («L’Arrivée d’un train à la Ciotat»). Снятая в 1895 году лента обязательно включалась в репертуар люмьеровских кинопоказов, которые с 1896 года стали устраиваться по всему миру, и в первую очередь, в городах Европы и США. Для хозяев солидной фабрики с капиталом в 3 миллиона франков не составило большого труда заключить несколько десятков контрактов с желающими поработать операторами и демонстраторами кинематографа на концессионной основе: аппаратура напрокат и полная свобода действий, с отчислением 60% прибыли владельцам патента.

Афиша синематографа Люмьеров
В 1896 году кинематограф начал своё триумфальное шествие: в феврале с ним познакомились жители Лондона и Брюсселя, в апреле — Берлина, в мае — Вены, в июне — Мадрида и Нью-Йорка. 4(16) мая 1896 года киносеанс состоялся в санкт-петербургском летнем саду «Аквариум»; через два дня агенты Люмьеров арендовали маленький магазин в доме №46 на Невском проспекте и открыли первый в столице кинотеатр. 26-31 мая (7-12 июня) кинематограф демонстрировался в Москве в театре летнего сада «Эрмитаж» (Каретный ряд), а двумя неделями ранее группа люмьеровских операторов — Камилл Серф (1862-1936), Александр Промио (1868-1927), Франсис Дублие и Шарль Муассон — запечатлела на плёнке эпизоды коронации царя Николая II, проходившей в Москве 9-14 (21-26) мая 1896 года.
Эта лента стала ещё одной обязательной составляющей сеансов «синематографа Люмьера», который в июне 1896 года при помощи импресарио парижской опереточной труппы Рауля Гюнсбурга и московского содержателя зрелищных заведений Шарля Омона (Соломона) попал в Нижний Новгород, на Всероссийскую выставку, и стал одним из «гвоздей сезона» в кафе-шантане Омона «Театр-концерт Паризьен».
Здесь с новым аттракционом познакомилось большинство гостей выставки, в том числе и несколько пензенцев, и А.М. Горький, в то время сотрудник «Нижегородского листка» и «Одесских новостей», опубликовавший в обеих газетах обширные очерки о кинематографе. Во время выставки представители Люмьеров заключили контракты на аренду аппаратуры с российскими предпринимателями, начавшими демонстрацию кинофильмов в городах Центральной и Южной России. В декабре 1896 года один из таких предпринимателей-«кинопередвижников» (к сожалению, имя его пока не установлено) посетил и Пензу.
Продолжение следует...
Источник фото: https://beforeamazing.files.wordpress.com, http://beatlesclub.by/, https://socialesoakhouse.files.wordpress.com, https://cdn-media.fandor.com