Пензенский дебют русского цирка. Первое представление
Журналист
Журналист
Вариант с Ярмарочной площадью, который для объективности также следует рассмотреть, отпадает при первом же взгляде на карту. Между площадью и рекой Сурой — несколько жилых кварталов, выход на лёд в створе улицы Старо-Драгунской (сейчас Долгова) сильно удалён от оживлённых людных мест и дорог. Выход к Суре по улице Старо-Кузнечной (сейчас Суворова) — ещё дальше и сложнее.

6.jpg

Объявление о бенефисе П.А. Никитина («Пензенские губернские ведомости» от 12(24) января 1874 г.)

К тому же в 1873-1874 годах шло строительство Моршанско-Сызранской железной дороги, и часть Ярмарочной площади была отведена под строительство вокзала и станционных зданий (отчего, например, Петропавловская ярмарка 1873 года прошла с «крайне мизерными» оборотами). Остаётся вариант, в пользу которого свидетельствуют многочисленные прямые и косвенные указания: Базарная площадь и река рядом с ней — в то время река Пенза, впадавшая в Суру немногим ниже Красного (в наши дни — Бакунинского) моста. Мост (а до этого брод-переезд через устье реки) располагался на одной из старейших и крупнейших дорог, проходивших через Пензу, — Большой дороге, по которой двигались путники и обозы из Заволжья и низовьев Волги, из Астрахани, Казани, Москвы и множества других городов и местностей. Именно Большая дорога, «вливавшаяся» в Предтеченскую улицу, определила расположение Базарной площади: от дороги и до речушки-ручья Шелаховки, тогда свободно протекавшей вдоль теперешних улиц Пушкина и Славы.

Набережная реки Пензы от устья Шелаховки до улицы Предтеченской была своего рода набережной Базарной площади, и именно возле неё можно было установить цирк — в максимальной близости от торговых рядов и проезжей дороги, и в полной уверенности, что лёд выдержит большую нагрузку: в этом месте, у устья, река была неглубокой, а вдоль её левого берега и сейчас тянется широкая отмель, которая в сильные холода промерзает до дна.

Такой же вывод делается, к примеру, в брошюре «Первый русский цирк в Пензе. 125 лет», изданной в 1999 году (автор текста — А.Г. Дорошин). Здесь описание установки цирка выглядит следующим образом: «Напротив того места, где сейчас возвышается обелиск «Росток», на нынешней улице Славы (в то время она была частью Сенной площади), на льду разметили круг, покрыли это пространство мокрыми снопами, а когда они замёрзли, засыпали круг землёй, сверху — сухой глиной, смешанной с песком».

Дело, однако, в том, что напротив нынешнего монумента Славы («Ростка») цирк поставить тогда не могли. И не потому, что именно в этом месте, прямо под «Ростком», находится до сих пор устье Шелаховки (сейчас заключённой в трубы), а по другой причине: в ту зиму на реке Пензе, напротив набережной и улицы Казанской (ныне Урицкого), располагался зимний ипподром Пензенского Общества охотников конского бега, президентом которого состоял губернатор Александр Александрович Татищев, «горячий любитель и глубокий знаток» лошадей.

Как сообщалось в «Пензенских губернских ведомостях» (№21 от 16(28) февраля 1874 года): «Ещё в прошедшем декабре месяце некоторые гг. охотники составили между собою добровольную подписку на устройство зимнего ипподрома; в несколько дней пространство для бега на р. Пензе между Красненьким и Татарским мостами было расчищено, огорожено на поворотах двойным барьером и снабжено просторною беседкою с прочною террасою для гг. судей. Члены общества рысистого бега и многие посторонние охотники ежедневно проезжали своих лошадей по зимнему ипподрому, а собиравшаяся постоянно публика ждала с нетерпением открытия формальных состязаний на призы. Однако почти постоянные метели и частые морозы, продолжавшиеся с конца декабря до первой четверти февраля месяца, препятствовали некоторое время удовлетворить общему желанию».

По описаниям, беговые дорожки имели длину около полуверсты (500 с небольшим метров) и, безусловно, располагались на прямой широкой части реки между устьем Шелаховки и Татарским мостом, который тогда располагался не в створе улицы Рождественской (Максима Горького), как нынешний подвесной мост, а немногим дальше (см. карту). Часть реки между устьем Шелаховки и Красным мостом представляла собой излучину и для ипподрома не годилась. А вот для установки цирка подходила идеально: со всех сторон её окружали «бойкие» людные места.

Конечно, ни один вывод не может считаться окончательным без точного документального подтверждения. Поэтому и данное указание на место первого представления первого русского цирка должно пока содержать слова «вероятнее всего».

* * *

Тем не менее, представление это, где бы оно ни происходило, состоялось здесь, в Пензе, — 26 декабря 1873 года (7 января 1874 года). В первом издании книги Р.Е. Славского (как и во многих других источниках) указана дата 25 декабря, изменённая во втором издании на 26-е, — уточнение вполне корректное, потому что 25 декабря по юлианскому календарю — это Рождество, а в праздник Рождества обычно не устраивалось ни спектаклей, ни представлений.

Всё начиналось на следующий день. Парусиновый шапитон с большой красно-жёлтой вывеской «Русский цирк братьев Никитиных» принял первых зрителей — таких же, как и сами братья, русских крестьян, приехавших на ярмарку торговать, или покупать, или просто развлечься. Конечно, были на ярмарке и конкуренты (зверинец и панорама), о которых автор уже упоминавшейся заметки в «Пензенских губернских ведомостях» от 29 декабря (10 января) 1873 года иронически замечал: «Хотя все эти вновь прибывшие увеселения и принадлежат к числу немудрящих, но всё-таки находят для себя многочисленную публику из низшего класса. Кто не привык ещё к театру, тот, следовательно, может сделать другой выбор, например, посмотреть картины, подивиться ловкости акробатов или же просто созерцать обезьяну».

Но цирк, успешно привлекавший именно ту самую «многочисленную публику из низшего класса», был один, и конкурировал разве что с плохой погодой — январскими морозами и метелями. Представления шли достаточно долго: в частности, бенефис Петра Никитина с розыгрышем призов был устроен 13(25) января 1874 года, через 18 дней после начала представлений. А сумма в 101 рубль 50 копеек, переданная женской ремесленной школе, была, скорее всего, сбором с благотворительного представления, данного специально в пользу этой школы (такие представления все владельцы зрелищных заведений, прибывавших в город, рано или поздно устраивали, чтобы не ссориться с властями, — ведь благотворительность в городе находилась под патронажем губернаторской семьи и прочих влиятельных лиц).

Несколько недель, проведённых цирком Никитиных в Пензе, позволили труппе твёрдо встать на ноги — и в материальном, и в психологическом отношении. Коллектив «сработался», поверил в свои силы и в правильность выбранного пути. Дальше предстоял долгий путь — для кого-то (Акима и Петра Никитиных) на вершину славы, для кого-то просто в будущее, не такое яркое, но всё же достойное. Однако пензенский дебют навсегда остался в памяти артистов. Через 40 лет, в 1913 году, празднуя 40-летие существования русского цирка, Аким Никитин назначил дату проведения торжеств 30 декабря. В тот день, в здании огромного собственного цирка на Большой Садовой улице Москвы, он вспоминал продуваемый ветром парусиновый шапитон на льду реки Пензы, волнение и душевный подъём перед первым выступлением и звонок к началу представления — единственный электрический звонок на всю ярмарку, сооружённый умельцем-«физиком» Карлом Краузе…

2.jpg

Памятный жетон, отчеканенный в честь 40-летия русского цирка. 1913 г.

К слову, когда братья Никитины вновь приезжали в Пензу (например, в 1897 году) — К.О. Краузе по-прежнему выступал вместе с ними, показывая уже другие технические новинки, главной среди которых был недавно изобретённый кинематограф. За 24 года изменилось многое: например, добраться до Пензы теперь можно было по железной дороге, и место на Базарной площади находилось без осложнений: под установку и строительство цирков отводились участки на территории нынешних Пушкинского сквера или улицы Славы. Появились и другие русские цирковладельцы, нередко «пытавшие счастья» в наших краях. Но имена большинства из них сейчас — просто буквы на страницах старых газет.

А память о братьях Никитиных живёт. И в России, и в Пензе. В настоящее время рассматривается проект установки в нашем городе памятника, посвящённого первому представлению русского цирка, — на набережной реки Суры, между обелиском Славы и Бакунинским мостом. Там, где без малого 145 лет назад впервые поднялись флаги над цирком братьев Никитиных.

P.S. Нередко можно встретить утверждения, что цирк братьев Никитиных был первым цирком, выступавшим на пензенской земле. Вовсе нет. И до них забредали в Пензу странствующие цирковые труппы, поначалу именуемые вольтижёрами: основой их представлений были конные трюки и акробатика — вольтиж (от французского слова voltiger — порхать).

Каждая из этих трупп состояла преимущественно из иностранцев (как и повсеместно в России на то время). Всего за два месяца до приезда труппы Никитиных, в конце октября — начале ноября 1873 года, в Пензе проходили выступления цирка («увеселения ещё нового и экстраординарного»), в котором и директор, и артисты имели сплошь немецкие фамилии и псевдонимы: Гейденрейх, Шиндлер, Граш, Якоб, клоуны Клен и Эйнц. Стоит ли уточнять, почему Никитины поставили на первое место в названии своего цирка слово «русский»?


Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области и Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.
Источник фото: http://www.gelos.ru

Похожие статьи